баланс, веду корреспонденцию, слежу за развитием событий и так далее. Итак, следуя моему примеру, вы должны стать специалистами во всех этих вопросах…
Однажды вечером, после лекции в храмовой комнате, Прабхупада разговаривал у себя в комнате с Хридаянандой Госвами. На письменном столе Прабхупады стоял глобус, и Хридаянанда Махараджа показывал Прабхупаде размеры своей проповеднической зоны. Шрила Прабхупада сидел и слегка вращал глобус, пока не остановил его, ткнув пальцем в Мексику.
— Что тебе известно об этой стране? — спросил он.
Хридаянанда Махараджа начал рассказывать ему все, что знал о культуре, форме правления и истории Мексики. Затем Прабхупада еще раз крутанул глобус, попал пальцем в Аргентину, и Хридаянанда Махараджа рассказал то, что знал о народе и жизни Аргентины.
— А теперь мы поделимся с тобой некоторой информацией об Индии, — улыбаясь, сказал Прабхупада. Он перечислил товары, которые Индия отправляла на экспорт и провинции, где они производились. Он рассказал о связи древней Индии и Южной Америки, о Господе Рамачандре, который миллионы лет назад отправился в Бразилию. Из Шри-Ланки до Бразилии был проложен туннель, по которому Равана перевозил золото для своего царства. Хридаянанда Махараджа испытывал глубокое волнение оттого, что Шрила Прабхупада так близко и по-дружески общается с ним. Указывая на разные места на глобусе, они продолжали обмениваться сведениями.
Однажды, когда Хридаянанда Махараджа пришел в комнату Прабхупады, вид у него был унылый.
— Что тебя тревожит? — спросил Прабхупада.
Хридаянанда Махарадж всегда гордился тем, что никогда не жаловался своему духовному учителю, не приносил ему плохих новостей и не беспокоил его. Но тут, не в силах больше терпеть, он признался:
— Прабхупада, здесь невыносимо. Они все время воруют!
Прабхупада успокоил его.
— Да, в одном из наших индийских центров тоже стащили ковер. Что тут поделаешь? — посочувствовал он, словно разделяя участь своего ученика. Но затем прибавил:
— Я помню, у моего отца был друг — владелец завода. Жалование, которое он платил своим рабочим, было совсем невелико, и однажды кто-то пожаловался: «Почему ты недоплачиваешь своим рабочим?» А он и отвечает: «Нет, я плачу им столько-то, а на столько-то они крадут. Вот нужная сумма и набирается».
Прабхупада засмеялся.
— Мой отец говорил мне, что если у тебя есть слуга и он не ворует, значит он не bona fide. Это неправильный слуга.
Хридаянанда Махараджа посмеялся немного вместе с духовным учителем и повеселел.
Однажды Прабхупада попросил немедленно вызвать к нему Хридаянанду Махараджу. Когда тот вбежал в его комнату и поклонился, то увидел, что Прабхупада сидит в непринужденной позе и читает книгу «Кришна». Прабхупада бросил на него счастливый взгляд и спросил:
— Ты читал эти книги?
Прабхупада наслаждался своей книгой не потому, что был ее автором, а потому что книгой этой был Сам Кришна.
— Ты читал эти книги? — повторил Прабхупада.
— Да, Прабхупада, немного.
— Они удивительны, правда? Особенно «Чайтанья-чаритамрита». Они потрясающие.
Сказав это, Прабхупада переключил свое внимание на книгу о Кришне и погрузился в чтение. Посидев несколько минут, Хридаянанда Махараджа смиренно откланялся и покинул комнату, желая последовать его примеру.
Однажды вечером, когда к Шриле Прабхупаде пришли несколько профессоров, один из них спросил:
— В чем смысл бытия?
Шрила Прабхупада ответил, что целью бытия является ананда, наслаждение. Сначала профессор не согласился; он ожидал ответа, связанного с «высшим планом». Но Шрила Прабхупада настаивал, что ананда есть и на высшем плане.
— Вынужденные менять тела, — сказал он, — мы не испытываем ананды, потому что иногда болеем, а потом нам приходится стареть. Но мы вечны, поэтому ищем нечто вечное, ананду… Такова цель жизни.
В лекциях по «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада методично разбирал стихи Второй главы и сейчас обсуждал различие между вечной душой и временным телом. Иногда он читал по две лекции: утром и вечером. Начиная объяснение четырнадцатого стиха, он сказал:
— Итак, из вчерашнего вечернего обсуждения следует вывод, что мы не умрем.
Но, готовясь к следующей жизни, объяснил Прабхупада, мы должны терпеть материальные боль и наслаждение.
— Иногда нам приходится следовать правилам и ограничениям. Это может быть неприятно, но мы не можем этим пренебрегать. Мы должны учиться терпению.
Он процитировал бенгальскую пословицу: «Тело можно приучить терпеть что