от дел и посвятить себя литературной деятельности так и оставалось несбыточной мечтой. Если ИСККОН суждено было расти и развиваться, то он едва ли мог надеятся на отдых.
После встречи с г-ном Н. Прабхупада собрался в Южную Индию, в Мадрас, на пятидневную программу в пандале. Далее путь его лежал в Калькутту, Майяпур и Вриндаван. Он готовился к отъезду, а мысль о том, что скоро ИСККОН завладеет землей в Джуху, наполняла его счастьем, и он часто делился своими планами с преданными.
ИСККОН воздвигнет прекрасный храм и создаст общину преданных Кришны - первый город ИСККОН. Состоятельные люди будут покупать квартиры в кооперативных домах ИСККОН. Преданные должны будут развивать этот комплекс и управлять им. Со временем, набравшись опыта, они смогут осуществлять подобные проекты и в других городах. Бизнесмены и люди разных специальностей смогут, как преданные, селиться в этом сообществе семьями и отдавать своих детей в школы ИСККОН.
Прабхупада часто говорил о строительстве международной гостиницы для иностранных гостей и путешествующих бизнесменов, наподобие "Холидэй-Инн", в которой один этаж будет отведен для бесплатного проживания свободных членов ИСККОН. Рестораном в отеле будут управлять опытные повара-брахманы, умеющие готовить десятки видов великолепного прасада, и Божествам Радха-Расавихари ежедневно будут предлагать пятьдесят два блюда. Далее этот прасад будут раздавать гостям и жителям городка.
Чтобы направить работу в нужное русло, Прабхупада поручил преданным немедленно организовать на новом участке массовый десятидневный фестиваль. Но сначала Брахмананда Свами по договору должен был внести остаток платежа и прибыть на новое место со всеми преданными и Божествами Радха-Расавихари. Далее они должны были разбить большой шатер-пандал и провести полноценную программу по примеру тех, что уже проводились в Бомбее, Калькутте и Дели. Прабхупада хотел, чтобы все было готово через две недели, к его возвращению.
* * *
Хотя в наиболее полном виде изначальная ведическая культура сохранилась в Южной Индии, о чем Прабхупада не раз говорил, сам он не был там уже несколько лет. Южная Индия подарила миру таких великих ачарий, как Шанкара, Рамануджа и Мадхва. Господь Чайтанья Махапрабху во время своего паломничества также счел Южную Индию наиболее благодатным местом.
В конце ноября 1971 года, сразу после большого фестиваля в Дели, в канун первой поездки Прабхупады с учениками во Вриндаван, Ачьютананда Свами, Брахмананда Свами и Гирираджа вызвались отправиться в Мадрас, чтобы подготовить там для Шрилы Прабхупады проповедническую программу. Узнав об их планах, Прабхупада удивился:
- Вы не поедете с нами во Вриндаван?
- ИСККОН - это и есть Вриндаван, - ответил Ачьютананда Свами.
- Ты прав, - согласился Прабхупада, - мой Гуру Махарадж был того же мнения.
- Но что бы вы хотели от нас? - спросил Гирираджа. - Какое служение важнее?
- Я хочу, чтобы вы подготовили фестиваль в Мадрасе, - ответил Прабхупада, - Мне это было бы приятно.
Мадрас, 11 февраля 1972 г.
В сопровождении двадцати учеников Прабхупада прибыл в Мадрас и сразу же принял участие в уличном шествии. Парад возглавляли нарядно украшенный слон и марширующий оркестр, а за ними с киртаном следовали преданные. Прабхупада ехал в старом, украшенном цветами американском лимузине и был в центре всеобщего внимания.
Прабхупада остановился в доме г-на Балу, мадрасского бизнесмена. Три вечера подряд в большом зале, заполненном пятью тысячами слушателей, Прабхупада читал лекции на английском языке. Как-то вечером он рассказал историю из "Чайтанья-чаритамриты" о неграмотном брахмане, которому Господь Чайтанья Махапрабху воздал должное за его непоколебимую преданность своему духовному учителю и "Бхагавад-гите". На следующее утро газета "Хинду", одна из двух крупнейших газет города, опубликовала подробное изложение этой лекции. Последующие лекции также были опубликованы. Другая влиятельная газета поместила более общий обзорный материал о приезде А. Ч. Бхактиведанты Свами и его шествии с западными учениками.
После массовой трехдневной программы была проведена еще одна крупная встреча для специально приглашенных гостей. Устроил ее г-н К. Вира Свами, главный судья Мадраса. На церемонии присутствовали юристы, государственные служащие и другие выдающиеся люди города. Несколько тысяч человек собрались под навесом, где Прабхупада рассказывал о Рупе и Санатане Госвами из Вриндавана, которые оставили высокие государственные посты, чтобы присоединиться к движению Чайтаньи Махапрабху. Так Прабхупада косвенно призывал всех влиятельных людей Мадраса примкнуть к Обществу сознания Кришны.
Для Прабхупады не было секретом, что его почтенная аудитория тяготеет к имперсонализму - глубоко укоренившемуся убеждению в верховенстве безличного Брахмана - и представлению, что все боги индуистского пантеона есть не что иное как равноправные проявления Единого. Завершая встречу, Прабхупада призвал гостей признать Кришну Верховной Божественной