сидя на кровати, - момент смерти сравнивается с огромным океаном. Он ужасен. Вы не знаете, где вы окажетесь в следующей жизни. И на каждом шагу в материальном мире вас подстерегают опасности. Но для того, кто принял прибежище лотосных стоп Господа Кришны, этот бескрайний и опасный океан рождения и смерти сокращается до размеров отпечатка телячьего копытца. Опасность есть, но преданный не обращает на нее внимания. Как, например, если какой-нибудь человек проедет в экипаже по маленькой лужице, он просто не обратит на нее внимания. Понимаете теперь, чтo значит "лотосные стопы"?
Все поняли.
Пурушоттама задал следующий вопрос:
- Почему люди говорят, что у Бога нет имени?
Свамиджи задал встречный вопрос:
-Если Бог есть все, почему у Него не должно быть имени? На самом деле, все имена описывают Кришну.
Свамиджи спросил Пурушоттаму, как звали его до посвящения.
- Пол, - ответил тот.
- Что значит Пол? - спросил Свамиджи.
- "Маленький".
- Да. Это Кришна. Он меньше мельчайшего.
Затем Сатсварупа предложил рассмотреть свое имя, Стивен (что значит "корона").
- Да, - ответил Свамиджи, - Кришна - царь.
Но подобные дискуссии бывали редко. Обычно в палате стояла тишина. Свамиджи отдыхал, а дежурные преданные сидели на стульях по обе стороны его койки, читая книги или тихо повторяя на четках мантру. Однажды поздним вечером, когда на Манхэттен опустились сумерки, Свамиджи приподнялся на кровати и прервал длившееся целый час молчание:
- Я не знаю Кришну, но я знаю своего Гуру Махараджа.
В один из дней Брахмананда принес подробный отчет о финансовом состоянии нью-йоркского храма и начал читать его вслух. Дойдя до середины, он вдруг остановился, посмотрел на Свамиджи и сказал:
- Мне рассказывать во всех подробностях? Мне казалось, вы хотели, чтобы я обо всем вам докладывал. То есть, чтобы вы были в курсе дел.
Свамиджи ответил, что если Брахмананда сам может обо всем позаботиться, то ему не нужно сообщать все подробности.
Однажды утром, ко всеобщему удивлению, в палату, широко улыбаясь в большую седую бороду, зашел Свами Сатчидананда, знаменитый гуру хатха-йоги. На нем была шафрановая шелковая курта и брюки, какие носят йоги. Его сопровождал один из молодых американских учеников. Свамиджи сел на постели, улыбнувшись этой приятной неожиданности. Раньше они не встречались. Свамиджи предложил Свами Сатчидананде сесть на койку, а Джадурани попросил уступить место его ученику.
Свами Бхактиведанта и Свами Сатчидананда говорили на хинди, и никто из присутствующих не понимал, о чем они говорят. Но в какой-то момент, Свамиджи поднял руку и, сначала с равнодушием, а затем и с отвращением, посмотрел на нее. Хотя говорил он на хинди, жесты и иронично-язвительное выражение его лица передавали скрытый смысл разговора: тело - материально, и поэтому от него нельзя ожидать ничего хорошего.
Свамиджи попросил Ачьютананду зачитать вслух отрывок из одного комментария к "Шримад Бхагаватам".
Если есть достаточно молока и злаков, если хватает фруктов, хлопка, шелка и драгоценных камней, то к чему нужно экономическое развитие в виде машин и станков? Могут ли машины и станки дать людям и животным жизненную силу? Могут ли машины производить злаки, фрукты и молоко, или драгоценные камни, или шелк? Неужели драгоценных камней, шелка, разнообразной пищи, приготовленной на гхи, а также злаков, молока и фруктов недостаточно, чтобы человек мог жить чистой, роскошной и здоровой жизнью? К чему вся эта искусственная и дорогая жизнь с кинотеатрами, автомобилями, радио, мясом и отелями? Принесла ли эта цивилизация какие-нибудь хорошие плоды, помимо собачьей грызни между людьми и нациями? Способствует ли эта цивилизация установлению равенства и братства, когда тысячи людей отправляются на адские заводы и поля сражений по прихоти одного человека?
Потом Свамиджи предложил поставить пластинку, которую он записал со своими учениками, и Свами Сатчидананда вежливо согласился. Но когда Свамиджи предложил перевернуть ее на другую сторону, гость сказал, что им пора. Он дал Свамиджи немного фруктов, а Свамиджи, приняв их, попросил учеников:
- Раздайте эти фрукты и угостите его нашими.
Когда Свами Сатчидананда поднялся и направился к выходу, Свамиджи, слегка пошатываясь, тоже встал с кровати.
- Нет, нет, нет, - запротестовал Свами Сатчидананда. - не беспокойтесь.
Когда он, в сопровождении Ачьютананды, вышел, Свамиджи снова лег на койку.
- А он на самом деле свами? - спросила Джадурани.
- Почему нет? - ответил Свамиджи.