Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Медитация на Прабхупаду 4 - Страница 11

послание о твоих их деяниях, Мы - верные подданные Твоей Светлости, хотя и кажется, что мы идем путем кармической деятельности* (Предисловие, том 2),

История о Прабхупаде

(даже если вы при этом не присутствовали)

1.12

Как можно рассказывать истории о Шриле Прабхупаде, если вы не присутствовали при этом лично? Напрашивается ответ: вы можете повторять то, что прочитали в биографиях, воспоминаниях или услышали от преданных, которые лично общались со Шрилой Прабхупадой. Хотя у непосредственных свидетелей есть очевидные преимущества как рассказчиков историй, пересказывающий эти истории может восполнить этот недостаток своим энтузиазмом. По этому поводу в одной из книг, посвященных писательскому труду, приводится такой случай:

«Несколько лет назад я записала историю, которую кто-то рассказал мне. Мои друзья охарактеризовали ее как скучную. Я не могла понять их реакции, поскольку мне эта история очень понравилась. Теперь я понимаю, что писала «об истории» понаслышке. Я не участвовала в ней и не подружилась с ней. Я сама находилась снаружи, поэтому не смогла никого заинтересовать. Это не означает, что вы не можете писать о чем-то, если не являетесь непосредственным свидетелем; просто удостоверьтесь, что вы можете вдохнуть в это жизнь.

В противном случае то, что вы пересказываете, становится вдвое более удаленным».

Натали Голдберг, “Writing Down the Bones”

Рассказывание историй - деликатный процесс. У нас должна быть вера в историю, которую мы хотим рассказать, и мы должны вжиться в нее. И еще она должна быть точной. Порой мы слышим, как преданные пересказывают, например, такую историю: «Однажды Прабхупада сказал Гуру дасу: «Ты говоришь, что хочешь постоянно находиться у моих лотосных стоп. Но мои лотосные стопы постоянно в движении». Сказав это, Прабхупада толкнул Гуру даса свой лотосной стопой». Проблема с последней деталью заключается в том, что никто из действительно присутствовавших при этом эпизоде не упоминает, что Прабхупада толкнул Гуру Даса стопой. Так историю иногда превращают в небылицу. То, что вы слышите, может быть очень далеко от того, что было на самом деле. Иными словами, хорошо, если вы полны энтузиазма, когда рассказываете о Прабхупаде, однако ни в коем случае не следует преувеличивать или выдумывать детали. Наш энтузиазм может привлечь кого-то или даже произвести впечатление на некоторых людей, однако если история содержит не соответствующие истине элементы, у людей могут возникнуть ошибочные представления. История должна быть достоверной, а рассказчик - честным.

Если вы никогда воочию не видели Прабхупаду, вы можете честно признаться: «Я не присутствовал при этом, но когда я услышал эту историю, она произвела на меня сильное впечатление». Признание, что вы лич-

но не присутствовали при этом, может быть неприятным для вас - ведь это означает, что ваша роль в проявленных играх Прабхупады была не столь уж значимой. Однако даже этот факт мол-сет придать пикантности вашему рассказу и привлечь внимание слушателей. Дело в том, что большинство ваших слушателей тоже не общались с Прабхупадой лично. Если вы рассказываете историю правдиво и смиренно, это может быть даже более эффектным, чем рассказ того, кто несколько бахвалится своим участием в играх Шрилы Прабхупады. Живые свидетели тоже могут искажать факты или преувеличивать свою роль в приводимой ими истории. Честный подход всегда является наилучшим.

Позвольте привести один пример. На Второй авеню, 26 Прабхупада обычно принимал Прасад вместе с преданными. Но сегодня даже те, кто присутствовал при этом, плохо помнят, как все было. Лучше честно сказать, что вы сами не присутствовали при этом, но хотели бы рассказать о тех удивительных старых добрых временах. Ваше послание может выглядеть так:

«Поразительно, что в первые дни существования ИСККОН в Америке Прабхупада обедал вместе с преданными и лично раздавал прасад. Об этом упоминается в “Прабхупада-лиламрите и в воспоминаниях некоторых преданных. Прабхупада ходил между сидящими на полу преданными и раздавал Прасад, как это делают сейчас наши брахмачари-раздатчики. Преданные могли воочию видеть босые стопы Прабхупады, когда он подходил к ним и спрашивал, чего они хотят. Сейчас мы не можем себе такого даже представить! Спустя несколько недель преданные научились готовить и стали сами кормить Прабхупаду. Но он по-прежнему принимал прасад вместе со всеми. Он был похож на отца в окружении своих детей. Я был на Второй авеню, 26 и видел комнату в его апартаментах, в которой все это происходило. Прабхупада сидел в углу, возле столика, на котором стояли изображения, которым он поклонялся, в частности изображение Панча-таттвы.

У Прабхупады не было никакой специальной подстилки. Он просто садился, а преданные выносили из кухни горячие кастрюли и начинали раздавать прасад. Свами поглядывал на преданных и говорил: “Ешьте еще,ешьте еще».

Итак, в этой истории не так уж много личного. Рассказчик не упоминает о своем общении со Шрилой Прабхупадой, а также не может похвастаться, что волосы его вставали дыбом, а тело трепетало. И тем не менее, этот рассказ обладает уникальной подлинностью. Если ее рассказывает преданный, который служит Движению Прабхупады и которому нравятся эти истории, и если при этом он опирается на устную традицию или на биографическую информацию, мы должны с верой слушать его и пересказывать другим эти повествования. Тот, кто пересказывает какую-либо историю другим, может

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9