Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Рупа Виласа пр - Седьмой Госвами - Страница 39

эта книга показалась вам навязчивой. Положение слуги Чайтаньи обязывает нас проповедовать Его возвышенное учение, и поскольку мы исполняем свой долг, мы надеемся, что вы извините нас за причиненное вам беспокойство. Поскольку мы родом из Бенгалии, выражая свои мысли на иностранном языке, мы могли допустить ошибки и потому просим о снисхождении. В заключение нам хотелось бы сказать, что мы будем рады ответить на любые вопросы, касающиеся этих важных тем. Мы очень заинтересованы в том, чтобы помочь нашим друзьям найти путь к духовной любви».

«Шри Гауранга-лила-смарана-стотра» и входящий в нее очерк «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху» были благосклонно встречены в научных кругах. На страницах журнала Лондонского королевского азиатского общества появилась такая рецензия.

«Известный вайшнав и мировой судья Шри Кедаранатха Датта недавно издал поэму на санскрите под названием „Шри Гауранга-лила-смарана-стотра" о жизни и учении Чайтаньи. Стихи поясняет комментарий, тоже на санскрите, а открывает книгу предисловие на английском языке на 63 страницах. В нем подробно излагаются доктрины, которые проповедовал Чайтанья, и уделяется большое внимание опровержению учения Шанкарачарьи и последователей философии адвайты. Этот труд Бхактивиноды, несомненно, обогатит наше представление о жизни великого реформатора Чайтаньи. Мы благодарим автора за то, что он написал упомянутую работу на английском и санскрите, а не на бенгали, так как в этом случае для европейских исследователей религиозной жизни Индии она осталась бы книгой за семью печатями».

Другой западный ученый, Р. У. Фразер, писал: «С тех пор, как Чайтанья распространил по всей Индии веру в избавляющую от греха милость Кришны, миновало уже более четырех веков, но дух, вдохновлявший Чайтанью, и поныне жив в сердцах его последователей. Из увлекательной работы о жизни и учении Чайтаньи, которую его преданный последователь Шри Кедаранатха Датта Бхактивинода издал уже в преклонном возрасте, видно, что этот дух сохраняет свою жизненность, невзирая на происходящие в стране перемены. Как выразитель надежд современных последователей Чайтаньи, автор свято верит, что грядет время, когда любовь и преданность Кришне, которые напоминают чувства девушки к своему возлюбленному и проявляются в непрерывном повторении и пении Святого Имени, молчаливом созерцании, горячности и других признаках экстаза, положат начало движению, призванному „ради высшей духовной цели объединить под сводами всемирной церкви всех людей независимо от сословия и вероисповедания". Судя по всему, эта церковь охватит весь мир, вытеснив другие, сектантские, церкви, которые не допускают непосвященных в свои мечети, синагоги и храмы».

В 1896 году Шрила Бхактивинода опубликовал две книги, подробно разъясняющие пять основ философии Рамануджачарьи. Первая, «Шри Рамануджа-упадеша», написана самим Бхактивинодой, а вторая, «Артха-панчака», принадлежит перу Пиллая Локачарьи.

Продолжение проповеди и издания книг

В 1897 году Тхакур побывал с проповедью в Мединипуре, Саури и многих других городах и селах, распространяя послание Господа Чайтаньи и вызволяя бенгальцев из тьмы материализма и атеистических философий. Проповедуя, Бхактивинода Тхакур испытывал неописуемую духовную радость и блаженство.

В этом же году вышла в свет пятая глава «Брахма-самхиты». Помимо оригинальных санскритских текстов книга включала в себя комментарий Дживы Госвами на санскрите, а также предисловие, перевод в прозе и комментарий Тхакура на бенгали.

Д-р Рамачандра Чакраварти и Парамананда Видьяратна в своем научном труде «Вайшнавизм в Бенгалии» приводят переписку Тхакура с Шиширом Кумаром Гхошем, известным журналистом, учредителем и редактором газеты «Амрита Базар Патрика», в прошлом последователем Раммохана Рая. Прочитав «Кришна-самхиту» и несколько других книг Бхактивиноды Тхакура, Шишир Кумар проникся к нему глубоким уважением. Привлеченный духовной чистотой Тхакура, он начал обмениваться с ним письмами. Со временем он стал почитать Шрилу Бхактивиноду наравне с шестью вриндаванскими Госвами и однажды даже написал ему: «Хотя я никогда не видел шестерых Госвами Врин-давана, Вас я считаю седьмым Госвами». В 1897 году этот известный литератор издал собственную книгу на английском языке о жизни Господа Чайтаньи, озаглавленную «Господь Гауранга, или Спаситель человечества». Толчком к этому послужила работа Тхакура «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху». Шишир Кумар также написал биографии нескольких приближенных Господа Чайтаньи и издал «Чайтанья-бхагавату». Кроме того, воодушевленный примером Бхактивиноды Тхакура, он проповедовал славу Святого Имени в Калькутте и деревнях Бенгалии. Шишир Кумар начал издавать вайшнавский журнал «Шри Вишну Прия О Ананда Базар Патрика», редактором которого был сам Тхакур. Сначала журнал выходил раз в две недели, а потом превратился в ежемесячное издание. В 1899 году Шрила Бхактивинода разорвал отношения с журналом по обвинению в праджалпе, или празднословии, поскольку на его страницах статьи о вайшнавизме соседствовали с новостями политики и светской жизни. Как ярый противник британского правительства, Шишир Кумар в своих статьях иногда выражал националистические взгляды. Что же касается Бхактивиноды Тхакура, то он в силу своего трансцендентного мышления видел тщетность его усилий и понимал, что в первую очередь человечество нуждается в созннии Бога. Тхакур знал, что с духовной точки зрения все люди — братья, и их противопоставление на друзей и врагов на основе мирского мировоззрения не имеет ничего общего с Божественной Реальностью.

В период с 1898 по 1899 год Бхактивинода Тхакур всецело посвятил себя проповеди, изданию книг и бхвджану. В 1898 году он опубликовал «Шри Кришна-карнамриту». Это великое Творение Билвамангалы Тхакура (Лилашуки). В

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37