Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Рупа Виласа пр - Седьмой Госвами - Страница 19

никоим образом не исключают, а, наоборот, дополняют друг друга, одухотворяя человека, или, говоря на языке священных писаний вайшнавов, делая его экантой. Но существует еще более высокая истина, которая открывается только самым достойным. Я имею в виду пробуждение у души женского начала. В этом возвышенном и чистом состоянии бытия душа может ощутить сладость нерушимого божественного союза с возлюбленным Господом. Такова пятая, наивысшая, стадия духовного развития вайшнава, которую мы называем мадхурья-расой. Ей одной посвящена самая прекрасная часть вайшнавских писаний. Этой таинственной ступени жизни достигают очень немногие, а точнее, только „избранные Богом". Она настолько недосягаема для среднего человека, что рационалисты и даже простые верующие не могут постичь и даже порицать ее как нечто противоестественное. О Господи! Открой Свои сокровенные истины всем, чтобы избранных Тобой не причисляли к фанатикам и безумцам, и чтобы все человечество удостоилось быть избранным Тобой».

В Пури Бхактивинода Тхакур делал большие успехи в изучении духовной литературы. Он пишет об этом так: «Я пригласил в качестве репетитора Гопинатху Пандита и с его помощью изучил двенадцать песней „Бхагаваты" с комментариями Шридхары Свами». Вместе с Тхакуром занимались два других пандита, Харихара дас и Маркандея Махапатра, которые обучались ньяе в Навадвипе и Бенаресе. Тхакур также возобновил занятия санскритской грамматикой, которую начал учить еще с Ишварой Чандра Видьясагарой и Двиджендранатхой Тагором. Со временем он сочинять литературные произведения на санскрите.

«Закончив читать „Бхагавату", я переписал и изучил „Шад сандарбху" [Дживы Госвами]. Затем я прочитал „Бхакти-расамрита-синдху" [Рупы Госвами] и сделал копию „Хари-бхакти-калпа-латики"».

Последняя работа, принадлежащая перу неизвестного автора, произвела на Бхактивиноду Тхакура неизгладимое впечатление. Впоследствии ее переиздал сначала сам Тхакур, а потом его сын Бхактисиддханта Сарасвати.

Помимо перечисленных книг Шрила Бхактивинода также прочитал «Прамея-ратнавали» и другие классические труды Гаудия-вайшнавов из библиотек царя Пури и пандитов-вайшнавов. Он посвящал много времени и сил учебе и поклонению Господу вскоре стал сведущ в философии Гаудия-вайшнавов. В 1874 году Тхакур написал книгу о вайшнавской философии, озаглавленную «Датта-каустубха», и приступил к созданию «Кришна-самхиты» — одной из своих самых известных работ.

Бхактивинода Тхакур основал общество преданных «Бхагавата-самсат». Собрания общества, на которых велись беседы о Кришне, регулярно проходили в садах Джаганнатха-валлабхи. Собрания посещали многие вайшнавы и пандиты, кроме некоего Рагхунатхи даса Бабаджи, который сознательно избегал эти встречи. У него сложилось неверное представление о целях общества, к тому же он недолюбливал Тхакура за то, что тот не носил традиционных для вайшнавов тилака и бус из туласи. Бабаджи даже уговаривал других не ходить на собрания, так как не считал Тхакура истинным преданным. Парамананда Видьяратха и другие биографы Бхактивиноды Тхакура рассказывают, что после резких высказываний в его адрес Бабаджи тяжело заболел. После этого во сне ему явился Сам Господь Джаганнатха. Господь сказал Бабаджи, что если ему дорога жизнь, он должен молить Тхакура Бхактивиноду о прощении. Встав с постели, Бабаджи поспешил к Тхакуру, бросился ему в ноги и стал просить у него извинения. Бабаджи смиренно сказал: «Я заметил, что ты никогда не носишь бусы из туласи и не украшаешь лоб вайшнавским тилаком. Поэтому я не оказывал тебе должного почтения и, таким образом, согрешил против тебя. Пожалуйста, прости меня». «Бабаджи Махашая, — ответил Тхакур, — разве я в чем-то виноват? Тилак и бусы из туласи вайшнаву может дать только дикша-гуру. Мне же Чайтанья Махапрабху пока еще не послал дикша-гуру, поэтому бусами из туласи я пользуюсь лишь для повторения святого имени. Разве я могу по собственной прихоти носить их на шее или украшать лоб тилаком!»

Сам Бхактивинода Тхакур вспоминает об этом происшествии так: «Бабаджи Махашая был достигшей совершенства душой и потому сразу понял истинное положение вещей... Он прославил меня и оказал мне свою милость. Так я стал его последователем». Тхакур простил Бабаджи все обиды и принес ему необходимые лекарства. С тех пор Рагхунатха дас Бабаджи только и делал, что воспевал добродетели Шрилы Бхактивиноды.

По дороге к самадхи Харидаса Тхакура недалеко от храма Тота Гопинатхи находился бхаджан-кутир Санатаны Госвами. Несколько просветленных нищенствующих отшельников регулярно собирались там и повторяли святое имя. Один из них, Сварупа дас Бабаджи, который впоследствии близко общался с Гауракишорой дасом Бабаджи, был поистине святой душой. Признав в нем парамахамсу, Бхактивинода Тхакур всегда и встречи с ним. Он описывает жизнь этого святого следующим образом.

«Весь день он совершал бхаджан в своей маленькой хижине, вечером выходил на улицу и кланялся священному деревцу туласи. Потом он пел святое имя и танцевал, проливая слезы вострга. Многие вайшнавы приходили увидеться с ним. Некоторые приносили ему прасад Джаганнатхи. После долгих уговоров Бабаджи соглашался съесть немного прасада, но не более чем нужно, чтобы утолить голод. Затем кто-нибудь читал „Чайтанья-бхагавату" или другие писания Гаудия-вайшнавов, а Бабаджи слушал. В десять вечера он возвращался к себе в кутир и снова начинал бхаджан. Глубокой ночью Бабаджи выходил на берег океана, умывал лицо и потом совершал полное омовение. Он делал это ночью, поскольку боялся, что какой-нибудь вайшнав станет прислуживать ему. Посколь Бабаджи был слеп на оба глаза, резонно спросить, как он без посторонней помощи находил дорогу

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17