Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Рупа Виласа пр - Седьмой Госвами - Страница 16

материальном уровне плотская любовь во всех ее проявлениях отвратительна. Поэтому трудно понять, как подобная духовная деятельность может считаться чистейшей. В то же время, эти две точки зрения можно примирить. Для этого необходимо признать, что материальный мир представляет собой искаженное отражение или тень духовного, и что система ценностей в этом мире полностью противоположна существующей в духовном царстве».

В своей лекции Бхактивинода Тхакур, как и подобает истинному садху, разрубает привязанности и иллюзии обусловленных душ, но при этом представляет истину настолько искусно, приятно и поэтично, что это скорее доставляет удовольствие его слушателям, чем оскорбляет их чувства.

Третий ребенок Бхактивиноды Тхакура умер в возрасте одного месяца, а спустя еще несколько дней скончался тесть Тхакура. Чтобы не усугублять горе жены, Тхакур некоторое время скрывал от нее известие о смерти отца. В мае 1869 года Бхактивиноду Тхакура повысили в должности и предоставили ему трехмесячный отпуск. За это время Тхакур посетил многие святые места как паломник. Жители Динаджапура, глубоко уважавшие его, тяжело переживали разлуку с ним. После возвращения Бхактивинод Тхакур прожил в городе еще два месяца, после чего его перевели в Чампаран.

Многие жители Чампарана поклонялись брахма-дайтье, привидению, которое обитало в баньяне. Привидение могло подчинять других своей воле. Под его влиянием местный судья выносил решения в пользу банды разбойников, которые поклонялись этому духу. Однажды к Бхактивиноде Тхакуру за милостыней пришел один известный пандит. Тхакур усадил его читать «Шримад-Бхагаватам» под то самое дерево, в котором обитало приведение. Через месяц, когда чтение было закончено, дерево рухнуло на землю, а привидение навсегда покинуло те места. Разбо ников этот случай привел в ярость, а многих горожан вдохновил изучать «Шримад-Бхагаватам».

Пока Бхактивинода Тхакур был в Чампаране, его жена, переехавшая после смерти отца в Ранагхат, родила сына, которому нарекли имя Радхика Прасад. В свое время в Динаджапуре Тхакур предпринял безуспешную попытку сдать экзамен по праву. Чампаране он подготовился более тщательно и, сдав экзамен Чапре, собрался ехать в Матихари, но потом его планы изменились. Узнав об этом, представитель британского правительств мистер Меткаф, ожидавший приезда Бхактивиноды Тхакура Матихари, долго не отпускал его слугу, который приехал за вещами, посланными туда ранее. В конце концов, расстроенный мистер Меткаф смягчился и отпустил слугу. Этот случай показывает каким обаянием обладал Тхакур. Всякий раз после его отъезда местное население очень расстраивалось, а государственные чиновники наперебой приглашали его в свои ведомства. Для великих преданных характерно такое обаяние. Они дороги всем — и порядочным, и даже бесчестным людям. Разумеется, начальство ценило Бхактивиноду Тхакура и полностью доверяло ему еще и потому, что он хорошо справлялся со своими обязанностями и являл собой образец нравственности. Судя по всему, со многими правительственными чиновниками Тхакура связывали очень близкие дружеские отношения, хотя в то время это было редкостью даже для образованных индийцев. К ним часто относились с пренебрежением, что заставляло их чувствовать себя людьми второго сорта. Когда в 1883 году вышел закон, разрешающий судьям-индийцам судить англичан, это привело последних в ярость. В закон вскоре внесли поправку, в которой говорилось, что суд присяжных должен целиком состоять из белокожих! Иногда попытки разжечь расовую вражду облекались в шуточную форму, как, например, такое объявление в газете: «Жителям Саидпура требуются на работу слуги, дворники и водоносы из числа бенгальцев с университетским образованием. Предпочтение отдается мировым судьям». Примечательно, что Бхактивинода Тхакур в своей биографии не упоминает об оскорбительном отношении к индийцам. Его незаурядные способности, необыкновенный разум и высокая нравственность просто не позволяли ему замечать это.

Бхактивинода Тхакур попросил перевод в Джаганнатха-Пури, и когда его просьба была удовлетворена, отправился в путь, взяв с собой «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту».

Джаганнатха-Пури

Несколько месяцев Бхактивинода Тхакур жил в Джаганнатха-Пури один, а потом снял каменный дом и перевез туда семью. Вскоре после приезда в Пури у Тхакура родился третий сын, Камала Прасад. Свой ежедневный даршан Господа Джаганнатхи Шрила Бхактивинода описывает так: «Каждый день я ходил в Шри Мандир, чтобы увидеть Джаганнатху. Стоя перед алтарем, я вспоминал, какие чувства испытывал при этом Шри Чайтанья Махапрабху, и это доставляло мне невыразимое блаженство... На меня произвели большое впечатление величие и красота храма Джаганнатхи, а поклонение Божествам поразило меня своим великолепием. Ежедневно от пятисот до семисот человек посещало вечернее арати и другие службы. Какое блаженство! Радуя глаз, толпы паломников стекались в Пури со всей Индии принять участие в религиозных церемониях... В городе отмечали много праздников: Дола-ятру, Ратха-ятру и другие, и я в это время следил за порядком. Имея в своем распоряжении большой отряд полицейских, я делал все возможное, чтобы предоставить паломникам самые лучшие условия. Разве можно все это описать? Я заботился о том, чтобы они могли увидеть Божеств, вкусить прасад, а также выслушивал все их жалобы... Я счастливо жил в Пури, участвовал в праздниках и углублял свое знание и преданность Богу. Джаганнатха-Пури ничем не отличается от Вайкунтхи, и в этом нет никаких сомнений».

Лалита Прасад в заметках о жизни отца упоминает его распорядок дня в Джаганнатха-Пури. Поглощенный служением Господу, Бхактивинода Тхакур не терпел праздности. Он обычно ложился спать

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14