сказал, что тот еще не готов идти дальше. Гауридас Пандит остался стоять и смотреть, как его первый духовный наставник уходит вверх по тропе, подобно тому, как ушел Махараджа Юдхиштхира.
Спустя год после исчезновения Вишнуджаны Свами никакой достоверной информации о том, что же на самом деле произошло, так и не появилось.
Восемнадцатого апреля 1977 года Шрила Прабхупада, находясь у себя в комнате в Бомбее, общался с Тамалом Кришной Махараджей, который в то время был его секретарем. Прабхупада начал беседу с объяснения: «Преданный никогда не падет, в отличие от непреданного. Если же преданный случайно совершит падение, то Кришна снова поднимет его».
Они довольно долго говорили на эту тему. Тамал Кришна Гос-вами вспомнил времена, когда Вишнуджана проповедовал, разъезжая на автобусе по Америке, как вдруг Шрила Прабхупада, прерывая его воспоминания, высказал предположение:
— Я думаю, что Вишнуджана Свами совершил самоубийство.
— Что? — от неожиданности спросил Тамал Кришна Госвами.
— Ведь нет никакой информации о нем, — пояснил Прабхупада.
— Да, совсем ничего не известно.
После исчезновения Вишнуджаны Свами Тамал Кришна Махараджа тщетно пытался выяснить, что же произошло с его старым другом:
— Все думают, что он утопился в одной из рек здесь, в Индии, потому что накануне своего исчезновения он задал вам вопрос... Просто, без всякой причины, он попросил вас объяснить уход
младшего Харидаса. Это было на крыше в Майяпуре. Потом его больше никто не видел. — Тамал Кришна Госвами был взволнован, ему было тяжело говорить об этом. — Я думаю... он не вернулся на Запад. В Америке он не появлялся. Родители также искали его, но безуспешно.
Затем, обращаясь к Тамалу Кришне Госвами, Шрила Прабху-пада сказал:
— Даже если он совершил самоубийство, он будет спасен.
— Если он сделал это, то он будет... — переспросил Тамал Кришна Госвами.
— О, да, — подтвердил Шрила Прабхупада. — Он сожалел. Он был очень серьезен. Йога-бхрашто абхиджайате. Он получит другую хорошую возможность развить сознание Кришны, пока наконец не достигнет Кришны.
— Да, это очень соответствует его характеру, — сказал Тамал Кришна Госвами. — Я не думаю, что он бросил Движение и вернулся в материальный мир. Это совсем на него не похоже.
В «Нектаре преданности» приводится пояснение, объясняющее слова Шрилы Прабхупады о судьбе Вишнуджаны Свами:
«Если человек способен постепенно совершенствоваться в преданном служении, в этом нужно видеть беспричинную милость Самого Кришны. К тому, кто полностью избавился от привязанности к материальному наслаждению и развил в себе чистую экстатическую преданность, ни в коем случае не следует питать недобрых чувств, даже если в какие-то моменты жизни он случайно оступается и нарушает некоторые принципы преданного служения. Это подтверждается и в "Бхагавад-гите", где говорится, что человек, обладающий непоколебимой верой в Верховного Господа и беззаветно преданный Ему, даже если иногда случайно и проявляет качества, не соответствующие идеалу чистого преданного, — все равно должен считаться чистым. Его непоколебимая вера в преданное служение, в Господа Кришну и духовного учителя возводит его деятельность в преданном служении на очень высокий уровень.
В "Нрисимха-пуране" говорится: "Если тело и ум человека целиком заняты служением Верховному Господу, но при этом он совершает какие-либо недостойные поступки, под влиянием его
непоколебимой преданности эта предосудительная деятельность в очень скором времени, несомненно, будет сведена на нет". Иногда приводят сравнение с пятнами, различимыми на полной луне, которые кажутся следами от оспы. Однако эти пятна не могут затмить сияния полной луны. Подобным образом, небольшие недостатки человека, полностью погруженного в преданное служение, не следует принимать в расчет. Привязанность к Кришне — это трансцендентное блаженство. Крохотное пятнышко материального недостатка теряется посреди безграничного океана трансцендентного блаженства».
Особая миссия
Его Святейшество Вишнуджана Свами появился на этой планете, чтобы непосредственно помочь Шриле Прабхупаде в миссии распространения трансцендентного движения санкиртаны Господа Чайтаньи, вдохновляя преданных и навсегда очаровывая их сердца.
Вклад, сделанный Вишнуджаной Свами во всемирное общество преданных в течение нескольких лет его служения, впечатляет. Благодаря ему многие стали преданными, а записи его киртанов и лекций до сих пор популярны и имеют высокую оценку. Его доброе и мягкое сердце и способность ясно излагать свои мысли в проповеди отражали высокий уровень его духовного осознания и чистоты. Он явил живой пример бхакти, выражая неизменный безграничный энтузиазм и блаженство в сознании Кришны. Даже когда обстоятельства казались неблагоприятными и приводящими в уныние, Махараджа никогда не колебался в своем желании служить Господу с самоотверженностью и преданностью. Он был всемирно известен среди преданных за глубокие, выразительные кир-таны, в которых проявлялась блаженная сторона его личности. Под его влиянием многие ведущие киртанов других храмов организовали такие же группы харинамы, в блаженстве поющие святые имена по всей Америке.
Несомненно, есть множество преданных по всему миру, очень признательных Вишнуджане Свами за вдохновение в сознании Кришны, которое они получили благодаря его непоколебимому
служению и неутомимому пению Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Когда преданные спросили Шрилу Прабхупаду об исчезновении Вишнуджаны Свами, Его Божественная Милость сказал: «Он ушел на высшие планеты, где совершает большое духовное продвижение».
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ХЛАДИНИ ДЕВИ ДАСИ
САМООТВЕРЖЕННАЯ СЛУЖАНКА ГОСПОДА
Поиск себя
Шестнадцатого января 1949 года в