Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Дханешвара пр - Духовная экономика - Страница 3

(2)

Ш.Б. 2.9.3

Понятие собственности является основой для такого аспекта ложного эго, как "Мое". Слово "собственность" для разных людей означает разное. Это зависит, главным образом, от культурных различий людей. Именно так, как говорит Шрила Прабхупада: "Существуют различные категории людей, воспринимающих это неправильное понятие "Меня" и "Моего" под различными углами зрения".

Сегодняшнее западное понятие собственности пришло к нам от римлян, которые считали, что все должно иметь своего владельца. Римляне не признавали собственность Бога. Они считали, что все должно иметь хозяина-человека, каждая вещь. И этот хозяин должен быть очень избранным. Со временем римский закон издал декрет о том, что "свободный" человек может иметь и владеть неограниченными количествами всего, что он мог найти средства заиметь, включая животных, землю и других людей. Эти концепции постепенно распространились по всей Европе и, в результате развития западной цивилизации, постепенно охватили весь земной шар. Так, нам может показаться, что весь мир разделяет ту же самую концепцию собственничества. Хотя на сегодняшний день это может быть и верным, до совсем недавнего времени дела обстояли совсем по-другому, и история предоставляет нам возможность рассмотреть различные культуры, которые руководствовались совершенно другим понятием собственности. ________________________________________________________________

ПРИМЕРЫ КУЛЬТУР,

ОСНОВАННЫХ НА КОНЦЕПЦИИ "Я" И "МОЕ"

Рассмотрим пример родственников африканского племени Нуэр. Их культура диктует, что они должны помогать один другому, и если у одного есть излишки добра, он должен поделиться им с соседями. Поэтому ни у кого из этого племени нет излишек. Никто из Нуэр не должен делиться своим домашним скотом или домашней утварью. Но если человек имеет несколько копьев, дротиков или мотыг, он неизбежно лишится излишков. (3)

Таким же образом древние Самоаны практиковали общественное разделение добра между родственниками и даже чужими людьми. Человек мог просить пищу, одежду и убежище у родственника так же как и помощь в междуусобной войне. Отказ в таких просьбах означал, что отказывающий был скупым, и у него был недостаток человеческой доброты - добродетели, которую очень высоко ценили Самоаны.

Существует и много других примеров, хотя мы не можем описать их всех в этой работе. Сейчас я просто хотел бы подчеркнуть, что представители локаль... культур по всему миру владели собственностью коллективно, а не в индивидуальном плане. В понятии "владение богатством" было не столько "моего", сколько "нашего". Владел не один человек, а широкий круг людей, будь они кровными родственниками или нет. Их понятия о собственности были так общественно сформулированы, что они шли намного дальше собственнических индивидуальных интересов, и, таким образом, обеспечивалась какого-то рода социальная безопасность для каждого индивида. Всеобщее соглашение, договоренность делить ресурсы (что, очевидно, иногда приводило к посягательству на владения какого-либо индивида), давала возможность обеспечить каждому человеку все необходимое, особенно все, что главным образом необходимо для жизни.

Конгцепция же частной собственности, распространенная на Западе, напротив, не обеспечивает общественную безопасность, а приводит к имперсонализму и изоляции (воидизму). Частная собственность подразумевает отдельного собственника. Все, что он зарабатывает - это только его, и делает он с этим все, что пожелает. Во времена процветания феномен изоляции, одиночества не настолько присущ владельцу богатствами, т.к. он может поделиться чем-либо со своими близкими друзьями. Однако, во времена экономически трудные, когда ему не чем поделиться с другими, он оказывается в одиночестве. Нет ничего необычного в том, что из-за неожиданной потери дохода разбиваются семьи, увеличивается число бездомных людей, брошенных на произвол судьбы. Все это подтверждает выше указанный тезис.

Из-за того, что понятие частной собственности означает "то, что твое - не мое", каждый автоматически настроен против другого в борьбе за ограниченные удобства и ресурсы. И хотя наше правительство сделало так, чтобы большинство граждан были на одинаковых условиях обеспечены таким необходимым, как доступ к образованию, профессиональной подготовке и т.д., в основном индивид предоставлен сам себе в борьбе за жизнь. Понятно, что более образованные, более способные люди с лучшими связями, более богатые добьются большего успеха, чем менее обеспеченные.

Значит, к сожалению, в нашей культуре не существует такой этики, которая бы обязывала человека помогать брату своему. Существующая этика говорит о том, что государство должно заботиться о бедных, нуждающихся. Также поощряется благотворительная помощь бедным. И если оказывается такая помощь, то это делается не лично, не приводя нуждающихся в свой дом, не кормя и не одевая их, а путем имперсональным, платя правительству деньги в налогах. Или же даются пожертвования благотворительным организациям, которые, в свою очередь, служат нуждающимся. К сожалению, такие благотворительные программы в большинстве случаев затрагивают чувство собственного достоинства нуждающихся. ________________________________________________________________

ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Современная модель материалистической экономики, существующая в нашей стране, определяет каждую семью как экономическую единицу, которая действует в качестве производителя и потребителя в одно и то же время. И экономический успех страны в целом достигается при условии, что две эти функции - производительная и потребительная - доводятся до максимума в каждом отдельном случае. Эта модель использует в качестве денежного обращения наличные деньги и кредит, предметы потребления, отличные от самой экономической единицы. Далее, полагается, что если люди в состоянии увеличить до максимума свой уровень потребления (т.е. достичь наивысшего уровня удовлетворения чувств), то они наиболее счастливы и

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1