понимает? Он не умеет слушать!"
— Поразительную вещь он тебе сказал!
— А что в этом такого?
— Ты закончи, я позже объясню.
— Он начал учить меня понимать и слушать музыку. Был он не абы кто. Был он отличник музыкальной школы. Он даже в консерваторию готовился поступать! Он научил меня отличать друг от друга звуки разных инструментов. Он разделил для меня звуки клавишных, гитар, басов, барабанов. И веришь, я научился слушать их по от-дельности. Так что скоро я мог уже отслеживать партию каждого инструмента. Тих по тиху я стал чувствовать гармонию всех этих партий. Я уже видел, что они сплетены в одну композицию. Так интересно мне стало! И я поймал себя на новом удовольствии. Я испытывал новое удовольствие! Веришь? Потом я понял, почему. Я радовался тому, что понимаю музыку, радовался от поумнения — ведь раньше я ее не понимал! И еще одна вещь была — поинтереснее — я наслаждался самой музыкой!
— А вот это уже относится, согласно писаниям, к райским наслаждениям. Это — блаженство от слушания ритмично и художественно выложенного приятнозвучаще-го звука.
— Здорово! Веришь, позже я находил удовольствие даже в классике! Постепенно я научился играть на гитаре. До гроба буду благодарен своему школьному товарищу.
— Удача тебе улыбается, — откровенно сказал Святослав. — Ты уже немного подготовлен к восприятию мантр. Кстати, мы с друзьями уже в течение пяти лет слушаем индийскую музыку с мантрами, основанную на древнейших рагах Гандхарва-веды. Мы обнаружили, что английский рок, в частности хард, создан на основе этих раг с их ритмами. Представляешь, слушаю как-то одну индийскую композицию, а там — один в один "Дым над водой" группы "Дип Перпл".
Лебедь, как и все меломаны, очень любил "Дым над водой" и был приятно поражен. Но Святослав не остановился:
— Кришна в "Бхагавад-гите" говорит о Своих проявлениях так: "Среди зверей Я — лев. Среди людей Я — царь. Среди водоемов Я — океан. Из светил Я — лучезарное Солнце". Аналогично, можно сказать: "Из рок-групп Я — "Битлз".
— Что ты имеешь в виду?
— Да "Битлз", вообще, пели Харе Кришна маха-мант-ру, а Джон Леннон в прошлой жизни был состоятельным индийским музыкантом.
— Слушай, я сейчас напою тебе одну песню, — помолчав немного, сказал Святослав. И звонко, но негромко запел на бенгальский мотив песню "Хари Харайе намаха".
Лебедю мелодия и ритм очень понравились, и он сказал:
— Вот бы гитару, я бы эту песню подобрал!
— А ты, когда выйдешь отсюда, пой дома под гитару Харе Кришна. Когда выйдешь, зайди к моей матери и возьми переписать себе несколько бобин. Я уверен, ты оценишь ведическую музыку. Несомненно, оценишь индийские барабаны, цимбалы, струнные и фисгармонию.
— А чем она отличается от обычной гармошки?
— Фисгармония в Индии — вместо органа, она тоже создает возвышающий звук. Она имеет размер среднего чемодана. Это для индийцев удобно — ведь там очень много небольших храмов, где орган занимал бы слишком много пространства. Но фисгармония компактна и хороша для странствующих музыкантов — ее можно легко перевозить.
— А внешне она похожа на орган?
— На маленькое пианино. Ее изобрели в начале XIX века в Европе; французские и немецкие мастера оспаривают свое право на первенство в ее создании. Но в действительности в их странах было сконструировано несколько похожих друг на друга инструментов, и один из них, я знаю, назывался "экспрессивный орган". Вначале использовались ножные педали. Фисгармония имеет фортепьянную клавиатуру, но регистров у нее может быть меньше, чем у фортепьяно. Воздух, нагнетаемый мехами, давит на стальные язычки, которые ударяют по металлическим планкам. Поэтому инструмент относится к классу духовых клавишных. Интересно? В Индии, как правило, используют фисгармонии с мехами, которые надо двигать рукой, и мы тоже используем такие. Одна рука качает мехи, а другая перебирает клавиши.
Удовлетворив любопытство Лебедя, Святослав вернулся к теме концентрации на звуке.
— Слушай внимательно о ключе. Когда будешь крутить бобины, ты по привычке начнешь отслеживать партии инструментов. Помни, что главная из всех партий, которые ты услышишь на моих кассетах, — это вокальная. Слова исполняемых мантр, в сущности, — слова неземного языка. Представляешь, люди с высших планет, которые говорят на санскрите, передали нам свои послания!
— Хочется верить!
— Их записали святые, мудрецы или Сам Господь, который время от времени проживает воплощение в человеческой форме жизни. И поэтому, когда мы слушаем мантры, мы слушаем не что-нибудь, а послание от высших существ. Понимаешь? Зрячие говорят слепым!
— Так ведь язык непонятен, — засомневался Лебедь.
— Да, ты прав. Но есть переводы мантр. Да и можно ради такого дела учить санскрит. Мой брат по вере Ард-жуна из Ленинграда неплохо знает санскрит. Но для начала можно освоить то, что уже переведено на русский. Надо вникать в смысл мантр, чтобы не делать чего-нибудь черного и вредного. Потому что существуют заклинания черной магии. Так вот, когда смысл мантры станет понятен, когда есть доверие к ней, тогда нужно стремиться как можно внимательнее сосредотачиваться на звуке. И когда ты слушаешь ее в исполнении святых, и когда поешь или повторяешь сам. Звук