Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 29 ------

Радханатха Свами - Исчерпывающие ответы на насущные вопросы2 - Страница 29

такие ситуации, где вы должны использовать данный Богом разум, чтобы поступить так, как будет лучше всего для духовной жизни. В особых случаях мы должны советоваться со старшими. Но обычно мы просто применяем свой разум и находим способы, как служить преданным и в то же время соблюдать садхану. Как распределить свое время, можете решить только вы. Тут невозможно дать общий ответ, каждая ситуация специфична. Единственный универсальный совет — это использовать разум. Когда мы попадаем в непростые, запутанные ситуации — это чудесная возможность использовать свой разум и принимать честные, искренние решения. Мы не роботы, и Кришна не относится к нам как к роботам. Он дал нам правила и предписания — и в то же время дал трудности, которые мешают нам придерживаться их. Это проверка на искренность. Как мы поступим — воспользуемся этими трудностями как предлогом, чтобы выполнять служение спустя рукава, или же будем серьезны, с полной самоотдачей служа преданными, выполняя свои обязанности и в то же время четко следуя садхане? Ваша ситуация — это подарок Кришны, который сделает вас сильнее. Примените разум, посоветуйтесь с другими преданными и сумейте найти баланс. Вопрос не должен стоять так: или садхана или служение. Если вы строго следуете садхане, но при этом не служите вайшнавам, то садхана бесполезна. Если же вы служите вайшнавам, но не соблюдаете садхану, ваше служение будет поверхностным. Важно найти баланс — для этого Кришна и дал нам разум. 1994, Мумбай Ш. Б. 1.7

Ашрам и сознание Кришны

Вопрос: Вопрос об ашрамах. В жизни всегда есть хорошее, лучшее и наилучшее. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «сарва-дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа — оставь все прочие обязанности и предайся Мне». То есть, для преданного лучше всего быть брахмачари, ведь в других ашрамах сложнее предаться Богу. Кришна говорит, если не можешь делать это, то делай это, если и этого не можешь, делай то… Почему бы сразу не делать наилучшее? Радханатх Свами : У нас есть различные примеры великих душ. Рамананда Рай был грихастхой. Разве он не был наилучшим? Сварупа Дамодара Госвами был санньяси. Эти двое — единственные, с кем Шри Чайтанья Махапрабху обсуждал самые возвышенные темы. Рамананда Рай и Сварупа Дамодара — грихастха и санньяси. Нитьянанда прабху, Адвайта ачарья и Шривас Тхакур были грихастхами. Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха дас Госвами были санньяси. Все они были очень возвышенными, и причина тому — не ашрам, а их преданность. Именно к этому мы должны стремиться — к преданности. Если духовный учитель хочет, чтобы мы оставались брахмачари, то мы должны оставаться брахмачари. Наилучшее положение — это то, в котором мы можем духовно прогрессировать и лучше всего служить. Я знал людей, которые считали санньясу наилучшим ашрамом, и потому принимали её. А потом не могли следовать обетам санньясы. Разве это наилучшее положение — дать пожизненные обеты и, не сумев сдержать их, покинуть ашрам? Лучше всего находиться в том ашраме, который дает нам защиту и помогает духовно прогрессировать в течение жизни. Нужно понять, в каких условиях мы сможем лучше всего служить, поддерживать духовную культуру. Сейчас здесь присутствуют преданные, которые спрашивали: «Должен ли я быть брахмачари?» И мы отвечали: «Будет лучше, если ты женишься». Тут есть и другие, которые на тот же вопрос получили ответ: «Если можешь — оставайся брахмачари». Эти наставления равнозначны. Их цель — способствовать духовному росту, чтобы человек служил наилучшим образом согласно своей природе. Мы не должны стараться быть брахмачари, мы не должны стараться быть грихастхами. Старайтесь быть чистыми преданными и выбирайте тот ашрам, который поможет вам в этом. 1994, Мумбай Ш. Б. 1.7

Ничего не делайте механически

Вопрос: Как преодолеть склонность к механическому воспеванию святых имен? Радханатх Свами: Механизм, машина не способна проявить волю, она просто действует на физическом уровне. Машина ничего не желает. Даже самые лучшие современные компьютеры не способны проявить желание и волю. Они просто действуют так, как запрограммированы. Когда наши пальцы перебирают четки, а губы шевелятся, произнося звуки, — само по себе это может быть механистично. Но если при этом мы искренне стараемся слушать мантру, то это уже не механическое воспевание. Как только мы прилагаем усилия, оно становится личностным. Повторяя джапу, мы должны осознанно прилагать усилия. Мы проявляем свою волю, свое желание очистить сердце, правильно произнося и внимательно слушая Святое Имя. Искренние усилия сбивают нас с уровня механического повторения. Практика сознания Кришны — это личностный процесс. Поэтому повторять Святое Имя нужно очень внимательно, сосредотачиваясь на нем, погружая свое сознание в этот процесс. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Видя наши усилия, Кришна поможет нам и даст необходимую силу. Сохраняйте энтузиазм и проявляйте терпение. 2002.10.02. Даршан

Благодарим за подобранный и отредактированный материал Давыдову Наталью и Экату даса за верстку.

Навигация:

Страница 2
Страница 1
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27