Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Религия и рационализм - Страница 1

ВЗГЛЯД НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И СОВРЕМЕННЫМ РАЦИОНАЛИЗМОМ

Ричард Томпсон, доктор философии.

Настоящая статья д-ра Томпсона была адресована делегатам Конгресса миро-

вых религий, проходившего в этом году в Чикаго. Конгресс был приурочен к

столетней годовщине первого съезда мировых религий, того самого, на котором

Свами Вивекананда представил западному миру свои монистические тезисы. Сим-

волично, что в этой статье д-р Томпсон оспаривает представления монистов,

при этом подчеркивая превосходство монотеистической вайшнавской концепции.

Здесь же он анализирует слабые места принятого в христианстве толкования со-

держащейся в Пуранах хронологии. Наряду с этим, автор наглядно демонстрирует

тот факт, что слепой редукционизм, на протяжении более чем века определяющий

ход религиознофилософской мысли, в конце концов самоисчерпался.

В 1893 году на Конгрессе мировых религий Вивекананда Свами начал свою

историческую речь об Индуизме с обзора основных его понятий. Им была упомя-

нута карма, реинкаранация и также проблема торжества зла в материальном ми-

ре. Он подробно остановился на том, что для решения этой проблемы необходимо

обращение к Богу."Подчиняясь воле Бога"- пояснил он, -- "дует ветер, пылает

огонь, облака посылают на землю дождь и смерть находит свою жертву".1* Он -

источник силы и хранитель Вселенной. Он вездесущий, чистейший, всемогущий и

всемилостивейший. И все мы связаны с Ним, и эта связь подобна связи между

ребенком и его отцом и матерью или между двумя близкими друзьями.

Вивекананда отметил, что Богу следует поклонятся с бескорыстной любовью,

которая в своем наивысшем проявлении представлена в учении Кришны, почитае-

мого индусами как воплощение Бога на землею.2* Любовь, по его словам, позво-

лит нам достигнуть совершенства, прийти к Богу, узреть Его и вкусить бла-

женства вместе с Ним. В этом все индусы единодушны.3*

Однако затем Вивекананда заявил, что на высшей ступени духовного понима-

ния Бог предстает как безличный Брахман и, осознав свое единство с Брахма-

ном, индивидуум утрачивает личностное существование. Проводя параллели с фи-

зикой, он отметил, что юфизика прекратила бы свое существования, если бы ей

как науке удалось исполнить свое предназначение, открыв такую энергию, кото-

рая является источником всех прочих энергий; аналогично этому, религия дос-

тигла бы своего совершенства, обнаружив... Единосущную Душу ю Того, чьи ил-

люзорные проявления создают впечатление существования множества душю.4*

ДОСТОИНСИВА И НЕДОСТАТКИ ЧИСТОГО МОНИЗМА

Категоричные взгляды Вивекананды, с характерными для них умозрительными

оценками реальности, уходят своими корнями в глубь истории. Еще в 5 в. до н.

э. греческий мыслитель Парменид пришел в своих рассуждениях к выводу, что

"существует лишь Единая Сущность, которая не имеет начала, не подвержена из-

менениям, неразрушима и неподвижна; множественность, рождение, существова-

ние, разрушение и движение - все это не больше чем иллюзия."5*

Парменид утверждал, что Единое не может состоять из разнообразных час-

тей, иначе Единое станет многим. Поэтому он сделал вывод, что Единое должно

представлять собой область абсолютно однообразной субстанции. На это можно

возразить , что любая область имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Таким об-

разом, любой области присуща двойственность, но никак не единство. Идея аб-

солютного Единства - чистого монизма - весьма заманчива, однако она в конеч-

ном счете приводит к отрицанию как познаваемых объектов, так и самого про-

цесса мышления и теоретизирования.

Вивекананда хорошо это осознавал и в противовес выдвигал идею , что раз-

ного рода конкретизированные изображения богов и богинь являются символами,

которые позволяют узреть незримое. Так, он заявил, что "в представлении пос-

ледователей Индуизма, Абсолют может быть описан и понят лишь в вещах относи-

тельных и различные символы, такие как божества, кресты и полумесяцы служат

своего рода опорой для духовных представлений".6*

В наши дни мнение об иконографии как о способе выражения непостижимого

Абсолюта оказалось весьма удобным в практическом смысле. Вивекананда (урож-

денный Нарендранатх Датта) родился в 1863 году, в пору расцвета британского

владычества в Индии. В то время Индия испытывала сильное влияние европейско-

го рационализма, доставшегося в наследство от Французского Просвещения. Сто-

ронники преобразований, во главе с Раммоханом Роем и Девендранатхом Тагором

основали общество "Брахма Самадж", в задачи которого входила реформация Ин-

дуизма и сближение его с западной философией.7* Для осуществления этих целей

необходимо было разрешить две проблемы: (1) проблему расхождений между раз-

ными религиями и (2) проблему несовместимости современной наукой и древних

религиозных верований.

Тут-то и пришла на помощь философия чистого монизма " адвайта. Ведь если

религиозную иконографию рассматривать как совокупность символов, указывающих

на нечто непостижимое, то тогда нет никакой необходимости проводить разгра-

ничения между различными системами символов, играющих ту же роль. Таким об-

разом можно сгладить все противоречия между существующими религиями. Опира-

ясь на эти представления, Вивекананда особый упор делал на единство всех ре-

лигий.

К тому же, если допустить, что религиозная иконография - не более чем

символизм, то тогда сама собой отпадает проблема конфликта религии и

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 35
Страница 34