Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Здоровье и Веды №1
------ Страница 4 ------

Здоровье и Веды №1 - Страница 4

«что означает постареете?»

Прабхупада сказал: «У всех по-разному. Что касается меня, то я еще не очень стар».

«Тогда и мы, Шрила Прабхупада», - сказал я, -«будем следовать Вашему примеру и никогда не будем чувствовать себя достаточно старыми, чтобы перестать проповедовать ».

Когда Шрила Прабхупада привел этот пример, мне было всего тридцать четыре года. Тогда мой ответ был уж очень оптимистичным. Сейчас я вижу это уже в несколько иной перспективе. Я уже не уверен, смогу ли так же, как он, до конца своих дней делать то же, что и сейчас.

Фактически, Шрила Прабхупада показал пример того, как старость может быть украшена славными деяниями. И этому примеру подражать очень непросто. Шрила Прабхупада приехал в Америку, когда ему было семьдесят лет, он был очень слаб, настолько, что капитан судна, на котором приплыл Прабхупада. сомневался, перенесет ли он эту поездку. Прабхупаде пришлось перенести множество неудобств, причиняемых старостью и болезнями, но это никак не влияло на его неослабевающую преданность Кришне. Даже внешне он сопротивлялся подступающим болезням, таким, как диабет, несварение и многие другие. Он сам или же его ученики время от времени приглашали докторов, но Шрила Прабхупада редко следовал их рекомендациям. Однажды он сказал: «Мы не доктор дасы, мы Кришна дасы».

В «Трансцендентном дневнике» Хари Шаури можно прочитать об этом более подробно. Там приводится много историй о том, как Шриле Прабхупады приходилось бороться с подступающими болезнями и старостью, что, однако, никак не сказывалось на интенсивности его проповеди.

Мы не можем имитировать поведение Шрилы Прабхупады, но все-таки должны перенять дух проповеди, продемонстрированный им. Различные обстоятельства могут вывести нас из равновесия, но мы никогда не должны думать о том, чтобы уйти на покой, удалиться от проповеди сознания Кришны. Даже если мы будем вынуждены ограничить свою активность, мы должны искать другие сферы приложения своих способностей в служении Кришне.

В человеческом обществе к пожилым всегда относились с уважением за накопленный опыт и мудрость. Когда старость подкрадывается к нам, мы не должны искать путей улучшения своего благосостояния, но должны стать для преданных примером - в развитии доверия к Кришне.

привязанности к святому имени и желания помочь другим па этом пути.

Как относительно молодой-пожилой человек, я еще не сталкивался с напастями нескольких заболеваний одновременно и старческой дряхлостью, но старость действительно может быть по-настоящему трагичным периодом жизни. Это связано с тем, что она предшествует смерти, а смерть — это тот самый момент, когда решается наша судьба на следующую жизнь. Шрила Прабхупада писал: «Этот этап жизни, предшествующий смерти, несомненно, очень опасен, потому что человек без конца страдает от своей немощности и множества заболеваний».

В другом своем комментарии Прабхупада пишет следующее: «В теле есть девять врат: глаза, ноздри, уши, рот, анальное отверстие и гениталии. Когда человек дряхлеет под тяжестью преклонного возраста, через эти врата входят всевозможные болезни. Например, его глаза ослабевают настолько, что ему требуются очки. То же самое происходит с ушами. Ноздри забивает слизь, поэтому ему приходиться без конца нюхать аммиак. Его рот также ослабевает, и ему становится трудно жевать. Со временем зубы выпадают, и требуются вставные . Анальное отверстие также создает проблемы, и старому человеку становиться трудно отправлять свои физиологические потребности. Иногда бывает невозможно обойтись без клизмы, а чтобы облегчить мочеиспускание требуется использование катетера».

Как же это описание увязывается с тем утверждением, что преданные не подвержены напастям старости преданные также становятся жертвой болезней, входящих в девять врат, но их сознание Кришны поможет им преодолеть это влияние. Очень помогает в этом случае развитое чувство юмора. Если у нас и останутся какие-то «зацепки» за наслаждение в этом материальном мире, так они точно будут уничтожены. По крайней мере, мы поймем всю абсурдность незаконного секса.

Шрила Прабхупада иногда шутил по поводу своих болезней. Когда во

время беседы с профессорами ему принесли большое блюдо с прасадом, он сказал: «У меня нет ни зубов, ни аппетита».

Шрила Прабхупада всегда был занят трансцендентным преданным служением, и мы, как его последователи, воодушевлены его примером преодоления трудностей, неизбежно возникающих в жизни старого человека. Шрила Прабхупада также объяснил, почему не следует бояться старости:

«Мы постоянно меняем тела. И с этим телом происходят такие же изменения. Сначала у нас было маленькое тело. Но где оно сейчас? Оно ушло. Я постарел. По я помню себя маленьким ребенком. Я помню даже, как мне было шесть месяцев. Я лежал на коленях своей старшей сестры и играл. Я помню это. Поэтому каждый может вспомнить все эти тела. «Я был маленьким ребенком, теперь я стал юношей». Где все эти тела? Все они ушли. Сейчас у меня совершенно иное тело. Это объяснено в «Бхагавад-гите»: татха-дехантара-праптир. Подобным же образом, когда я оставлю это тело, я должен буду принять другое».

На своем примере Шрила Прабхупада преподнес нам урок того, как следует встречать свою старость: «Вам придется пережить и старость. Вы не должны думать, что болезни обойдут вас стороной, если вы родились в благородной семье. Болезни не заставят долго себя ждать. И смерть придет рано или поздно. Наступит время старости, и вам придется бороться с

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2