красивыми деревьями и небесными цветами. Там есть все, что мы видим здесь, только оно существует в первозданном, неискаженном виде… Единственное, чего там нет, – бронхита и таких больных санйаси, как я. На Голоке нет санйаси. Там все состоят в браке.
Мальчики пастушки женились на юных гопи. Но между ними никогда не было секса. Их сердца и тела принадлежали Кришне. У гопи были свои комнаты в домах гопов. Но гопы никогда не спали с гопи. Гопы по ночам отправлялись спать в коровник и не трогали своих жен. И у тех, и у других абсолютно не было никакого вожделения.
Из воды на берег вылезла гордая ярко-зеленая лягушка и без малейшего страха подобралась совсем близко к Махараджу. Она пристально и медитативно высматривала стрекозу, что игриво летала вокруг нас кругами. Махарадж взял левой рукой соломинку и подразнил этого зеленого озерного монстра. В один момент та открыла свои круглые глаза и нервным движением рта вырвала соломинку, выплюнула ее, и вновь погрузилась в свою медитацию.
Прошло еще несколько минут, в течение которых я по-прежнему пытался понять, каким образом Махараджу удается сохранить такую ясность сознания и глубину мыслей в таких тяжелых и болезненных для тела условиях.
- То, на что ты медитируешь сейчас, будучи садхакой, в точности проявится на уровне садхйи. Усилия, примененные сейчас, дадут адекватные результаты на уровне совершенства. Поэтому твоя садхана сейчас должна быть правильной.
- Что значит правильная садхана?
- Это означает желать правильных вещей. Чего ты желаешь сейчас в своей садхане?
Не будучи готовым к подобному вопросу, я замешкался… За последние двадцать лет мне никто никогда не задавал подобных вопросов. Я молчал и боялся что-либо говорить, наверное, будучи приученным к тому, что подобные темы являются табу для неофитов…
- Ладно, какое настроение ты культивируешь сейчас: шанта, дасйа, ватсалйа или мадхурйа расу?
- Тогда «штампом», «по-пионерски» я ответил: «Я хочу просто вернуться к Кришне».
- Это очень общее желание.
- Я хочу вечно служить Ему.
- Это очень общее желание.
Вспомнив одну из молитв, которую я возношу перед Божествами в конце своей ежедневной пуджи, я произнес: «тват према севанам ахо пурушартха ратнам…даси бхавани вришабхану кумарике те… Я хочу служить Шримати Радхарани».
- Итак радха-дасйа. Правильно. Это наследие нашей сампрадайи. Это означает, что ты должен страстно культивировать это желание. Бхава-анукул-бхава-майи. С этим желанием ты должен ложиться спать, просыпаться рано утром, чистить зубы, желать этого в течение дня, всегда и везде, и самое главное — в таком настроении и нужно воспевать святое имя. Подобные желания не культивируются автоматически. В начале ты будешь ломать себя и насильно хотеть этого, но потом это желание станет частью твоей глубинной природы. Это будет подобно моменту, когда лекарство станет твоей пищей.
лаульям джанма коти сукритайр на лабхйате — именно в таком настроении твой Гуру Махарадж пишет свои книги… Не многие его понимают, и не многие его поймут, но те, кто все же поймут, обретут совершенство.
В нашем движении есть преданные, которые пришли раньше меня и раньше твоего Шиварамы Махараджа, но разговаривая со многими из них, я видел, что они не проявляют к подобным желаниям никакого интереса. Преданные многие годы подряд могут повторять святые имена, просто думая о том или ином служении и положении в рамках нашей организации, но мало кто идет дальше этого.
Некоторые, даже если и думают об этом, имеют сентиментальный, эпизодический интерес. Они побывали во Вриндаване, приезжают и говорят «Джая Радхе, Джая Радхе…» Но это — сантименты, они не читают «Нектара Преданности», «Бхакти Расамрита Синдху», или хотя бы «Чайтанья Чаритамриту». Поэтому нет понимания.
Желание идти дальше и углублять свои взаимоотношения с Кришной — это результат пурва-самскар и общения из прошлых жизней. Оно трудно достижимо. Но степень доктора наук тоже трудно достижима. Но, если ты заканчиваешь школу, затем поступаешь в университет, затем идешь в аспирантуру, проявляя усердие и решимость — ты получишь ученую степень.
Внутренне нужно культивировать ручи, а внешне нужно проповедовать. Мы просто обязаны, у нас есть миссия, которую нам оставил духовный учитель. Поэтому внешне мы будем ездить и проповедовать ваидхи, даже несмотря на трудности, связанные с болезнью наших тел. Тогда в одной из жизней, по милости духовных учителей, рано или поздно нам дадут доступ к этому уровню преданности.
Мы сели в машину, и Виджай повез нас в сторону дома. По дороге Махарадж спросил:
- В каком месте ты больше всего любишь проповедовать – в Румынии, Молдове или Украине?
- Я особо не привязан к какой-либо из этих стран, и мне все равно. Хотя, пожалуй, на Украине у меня больше всего друзей-преданных, и к ним я действительно привязан. Но из-за большого количества внешнего служения и разного рода прошлых ошибок в определенный момент я потерял гармонию со своим внутренним ростом, и не смог там больше оставаться. Сейчас по милости Кришны я могу гармонично уделять внимание и внешнему и внутреннему, да и расстояние от Киева небольшое.
- Да. Важно утвердиться на внутреннем уровне и не терять из виду этот путь. Тогда ты будешь стабилен во внешнем служении тоже. А к каким