Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 22

очень много времени, требует тщательности и осторожности, каждый удар должен быть скрупулезно рассчитан. Метод бхакти-йоги, который дал нам Господь Чайтанья, не таков, он больше похож на работу кузнеца. Кузнец берет в руки молот, взмах, удар по наковальне—буме, и всё готово».

Шри Чайтанья Махапрабху дал нам этот метод, потому что заботился о благополучии всех живых существ и хотел, чтобы все они могли освободиться от обусловленного существования и вернуться в духовный мир. Он не требовал, чтобы мы сначала заслужили право следовать путем бхакти-йоги, совершая в течение миллионов лет благочестивые поступки. Рамананда Рай в беседе с Господом Чайтаньей говорил: «Чистое преданное служение невозможно получить благодаря благочестивым действиям, даже если совершать их миллионы жизней. Чистому преданному служению есть только одна цена— страстное желание его получить. Где бы вы ни увидели чистое преданное служение, немедленно ступайте туда и не задумываясь приобретайте».

Только страстное желание дает право обрести чистое бхакти, и Господь Чайтанья явился в этот мир именно для того, чтобы пробудить в сердцах живых существ такое страстное желание. Он проявлял экстатическую любовь к Богу, царящую в духовном мире, и так, Своим примером и Своим учением, пробуждал в людях желание ее обрести. «Как прекрасна и удивительна любовь к Богу!»—думал каждый, кому доводилось хотя бы раз повстречать Шри Чайтанью Махапрабху.

Когда человек приходит в храм в первый раз, то сразу чувствует как удивительно преданное служение, как прекрасно слушать о Кришне, о Голоке Вриндаване, о вечной обители Господа, которой мы все принадлежим, о Вайкунтхе, где не бывает тревог, о мире, где Кришна играет со Своими друзьями-пастушками, а мама Яшода и Нанда Махарадж окружают Его своей любовью. Кришна всецело подчиняется любви Своих преданных, полностью удовлетворяя все их потаенные желания. Господь никогда, ни на одно мгновение, не оставляет их. Преданные, в свою очередь, любят Его, служат Ему с любовью, не испытывая ни материальной скорби, ни голода, ни страха. В духовном мире время не властно над живыми существами, оно проявляется там как вечная новизна и вечное бытие, оно слуга, помогающий Господу в Его играх, в духовном мире у времени нет другого предназначения. Собственно, помогать Господу в Его вечных лилах—единственное предназначение каждого в духовном мире. Лилы Господа на духовных планетах никогда не кончаются. Кришна говорит: «Тот, кто попадает в духовный мир, никогда не возвращается в мир материальный. Духовный мир—Моя высшая обитель». Когда мы слышим об этом впервые, в нашем сердце пробуждается некоторая привязанность к Кришне.

В материальном мире мы забывали о Кришне в течение многих миллионов жизней. Шрила Прабхупада приводит пример человека, заболевшего амнезией. У него есть и семья, и друзья, но он не помнит о них. Они навещают его, ласково и терпеливо помогая восстановить память: «Папа, ты меня помнишь? Я твой сын. Помнишь, как мы вместе ходили плавать на озеро?—и он описывает это озеро.—Помнишь, с нами часто ходили мои друзья?» Слушая сына, отец мало-помалу восстанавливает память. Обусловленные живые существа тоже потеряли память, начисто забыв о Кришне, и поэтому Господь приходит к нам, чтобы напомнить о духовном

мире. Он показывает нам духовный мир и отношения, которые там царят, позволяет увидеть отблеск Его красоты, и благодаря этому в наших сердцах просыпается жадное стремление вернуться туда. Это стремление—единственная цена, которую нужно заплатить за право вернуться к Богу, и пробуждает его в нас Сам Господь.

Все мы, по существу, ищем Кришну, но не осознаем этого, потому что забыли о Нем. Господь Чайтанья так добр—Он является в этот мир и показывает нам: «Посмотри: вот тот, кого ты ищешь— ты ищешь Кришну».

В «Шримад-Бхагаватам» (2.1.12) сказано: «Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни». И верно, одно такое мгновение, когда живое существо осознает Кришну, намного дороже, чем сотни лет бессознательного существования. «Какой смысл в долгой жизни?—спрашивает Шукадева Госвами.— Деревья живут сотни лет, но чем ценна такая жизнь? Цель жизни не в том, чтобы Просто существовать, растрачивая год за годом и не обретая опыта». Мгновение в полном сознании намного ценнее. В «Шримад-Бхагаватам» (1.18.13) говорится:

тулайама лавенапи

на сваргам напунар-бхавам бхагават-санги-сангасйа мартйанам ким уташишах

«Ценность одного мгновения, проведенного в общении с преданным Господа, невозможно сравнить даже с достижением райских планет или освобождением от материи, не говоря уже о мирских благословениях в форме материального благополучия, которые предназначены для тех, кому суждено умереть». Общение с преданным Господа так ценно потому, что напоминает нам о конечной цели жизни, открывает нам глаза на трансцендентную реальность, пробуждает в сердце горячее стремление к бхакти, и тогда нас озаряет: «Я хочу любить Кришну!» Практика, которая пробуждает и развивает такое стремление в сердце живого существа, называется бхакти-йогой. «Я хочу обрести Кришну,—решает человек.—Но чтобы добиться этого, нужно сделать так, чтобы Господь был мною доволен».

Преданный заботится прежде всего о том, как доставить удовольствие Кришне, он готов терпеть любые неудобства и страдания, которые возникнут на этом пути. Это не значит, что Господу нравится,

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20