Даса может лишь плакать».
Конечно, разлука с Господом и Его преданными вызывает такие сильные чувства в чистых преданных, подобных Нароттаме Дасу Тхакуре. Но, к счастью для нас, благодаря трансцендентному дару Махапрабху, мы все же можем обрести милость этих преданых.
Спутники Шри Чаитанйи Махапрабху - это океаны сострадания, вечно посылающие волны своей милости, дабы помочь страдающим обусловленным душам. Эта милость просвещает сознание чистым духовным знанием и оживляет сердце блаженными духовными переживаниями. Воспользовавшись волнами их милости, обусловленная душа быстро пересекает темное море повторяющихся рождений и смертей и достигает сияющего берега духовного мира. Там она начинает нырять и вновь подниматься на поверхность трансцендентного нектарного океана экстатического любовного служения Радхе и Кришне в Шри Вриндавана-дхаме.
Получить милость Госвами и сострадательных последователей Шри Чаитанйи Махапрабху можно, обретя общение с ними. Это общение достижимо через их книги, через книги, описывающие их деяния, через цепь их последователей, и посредством их самадхи, находящихся во Вриндаване.
В отличие от обычных людей в Индии, которых после смерти сжигают и забывают, великих преданных Господа Чаитанйи предают земле, их помнят, им служат и поклоняются. Их одухотворенные тела с любовью помещаются в священную землю Вриндаваны рядом с храмами Кришны или лила-стханами (местами игр Радхи-Кришны). Каменные сооружения, простые или изысканно украшенные, называемые самадхи-мандирами, или просто самадхи, отмечают места, где вечно пребывают эти возвышенные преданные. Полные веры преданные посещают самадхи, чтобы обрести духовную милость, благословения и вдохновение, вечно исходящие от этих самореализованных душ, находящихся в самадхи.
Посещая самадхи, предлагая поклоны, обходя вокруг них, предлагая полные смирения молитвы и предметы поклонения, такие как сладости, благовония, лампы гхи, цветы и воду Йамуны, искренний преданный получит милость этих вечных спутников Шри Чаитанйи Махапрабху. Поскольку освобожденные души находятся вне ограничений пространства и времени, иногда они являются перед преданным, чтобы лично вести его по пути назад домой, назад к Богу.
В истории ваишнавизма есть множество подобных случаев. И не только история, но и слова предыдущих ачарйев подтверждают могущество ваишнавов в самадхи. Как цитировалось выше, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура сказал: «Вечные спутники Шри Чаитанйи Махапрабху могут показать себя нам, если захотят этого».
Книга «Самадхи гаудийа-ваишнавов во Вриндаване» объясняет предназначение, историю и важность самадхи. Содержащая множество биографий ваишнавов, указаний, фотографий и наставлений о том, как приближаться к самадхи и поклоняться им, книга послужит и путеводителем для посещающих самадхи во Вриндаване, и руководством для продвижения в сознании Кришны. Те, кто не в состоянии посетить самадхи, могут также использовать эту книгу, чтобы читать о жизни и учении вечных спутников Господа Чаитанйи, отмечая их тиробхаву (день ухода) или авирбхаву (день явления).
Памятование о Верховном Господе Кришны и Его чистых преданных - это могущественная форма преданного служения, называемая смаранам. Следовательно, преданный будет духовно прогрессировать, просто помня и молясь о милости ушедшим ваишнавам. Милость ваишнавов абсолютно необходима для того, чтобы достичь цели человеческой жизни - вечного обитания в Шри Вриндавана-дхаме и спонтанного любовного служения лотосным стопам Шри-Шри Гандхарвики-Гиридхари (Радхи-Кришны). В «Гитавали» Шрила Бхактивинода Тхакура подчеркивает связь между памятованием ваишнавов и обретением жизни во Вриндаване:
смара гоштхи-саха карнапура, сена шивананда
аджасра смара, смара ре
гоштхи-саха карнапур
смара рупануга садху-джана бхаджан-ананда
брадже бас джади чао ре
рупануга садху смара
«Тебе следует помнить Шрилу Кави Карнапуру и всех членов его семьи - искренних слуг Господа Шри Чаитанйи Махапрабху. Тебе также следует помнить отца Кави Карнапуры, Шивананду Сену. Всегда помни всех ваишнавов, твердо следующих по пути Шрилы Рупы Госвами и поглощенных бхаджаной. Если ты действительно хочешь жить на земле Враджа, то ты должен помнить всех ваишнавов - последователей Шрилы Рупы Госвами».
Члены ИСККОН (Международного Общества Сознания Кришны) оценят то, что книга «Самадхи гаудийа-ваишнавов во Вриндаване» содержит биографии всех ваишнавов, упомянутых в ежегодном календаре Общества. Автор искренне надеется, что эта книга поможет преданным обрести безграничную милость вечных спутников Господа Чаитанйи. После этого можно быстро достичь вечной жизни в Шри Вриндавана-дхаме, чтобы беззаветно служить сладкой Божественной Чете - Шри-Шри Радхе-Шйамасундаре.
ванчха-калпа тарубхйаш ча крипа синдху бхйа эва ча
патитанам павенебхйо ваишнавебхйо намо намах
«Я предлагаю свои смиренные поклоны всем ваишнавам - преданным Господа. Они есть трансцендентные древа желаний, исполняющие желания каждого. Воистину, они - океаны милости, очищающие падшие души». (Шри Ваишнава Пранама)
Глава первая
САМАДХИ:
НАЗНАЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ
Слово самадхи означает полное сосредоточение ума на Верховном Господе. В «Нирукти» (ведическом словаре) говорится: самйаг адхийате `смин атма-таттва-йатхатмайам - «Тот находится в самадхи, чей ум полностью сконцентрирован на понимании истины о своем "Я"». «Йога-сутра» Патанджали говорит о самадхи как о последней из восьми последовательных стадий йоги: (1) йама, (2) нийама, (3) асана, (4) пранайама, (5) пратйахара, (6) дхарана, (7) дхйана и (8) самадхи.
Господь Шри Кришна говорит Уддхаве в «Шримад-Бхагаватам» (11.16.24) о том, что Он Сам является целью самадхи: йоганам атма самродхо - «Среди последовательных стадий йоги Я - заключительная стадия - самадхи, когда душа полностью свободна от иллюзии».
Полная свобода от иллюзии означает осознание аспектов Абсолютной Истины - Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Находясь в этой высшей стадии самореализации, человек понимает, что он вечный слуга Верховной Личности Бога, Шри Кришны, и что его единственная обязанность - работать