красоты. Она •— подлинно прекрасное проявление божественного нектара любви. Она распространяет Себя во множество форм девушек-пастушек. Радха — суть вечности. Она в совершенстве знает все священные писания.
13) камешвари кама-рупа, сада кришна-парайана пара-шакти-сварупа ча, сришти-стхити-винашини
Радха — Царица трансцендентного вожделения. Она — олицетворение божественного желания. Шри Радхика нежно любит Кришну. Она — Сама божественная сила. Радха уничтожает материальное творение.
14) саумйа саумйа-майи радха, радхика сарва-камада ганга ча тухаси чаива, йамуна ча сарасвати
Радха привлекательна, как луна. Все Ее действия мягки и нежны. Она — обладательница всего процветания и всей удачи. Радха доставляет совершенное удовольствие Своему возлюбленному сокровенным поклонением Ему. Она исполняет желания всех живых существ. Шри Радха — изначальная форма реки Ганги и священного растения туласи. Она — изначальная форма реки Ямуны и Сарасвати.
15) бхогавапш бхагавати, бхагавач-читта-рупини према-бхакпш-сада-санш, премананда-вихасини
Шримати Радхарани •— изначальная форма реки Бхо-гавати (Ганги в планетной системе Патала). Она — Верховная Богиня. Радха — воплощение самого сердца Бхагавана. Она всегда окружена экстатической любовью и преданностью. Радха резвится в экстатическом блаженстве чистой любви.
16) садананда-майи нитйа, нитйа-дхарма-парайани траилокйакаршани адйа, сундари кришна-рупини
Радхика пронизана вечной радостью. Она — воплощение вечной юности. Радха каждый день совершает благочестивые обряды. Она привлекает все три мира. Шри Радха — изначальный источник всего сущего. Она — абсолютное проявление совершенной красоты. Радхарани проявляется как форма Господа Кришны.
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
17) шатам-аштоттарам нама, йах патхет прайатах шучих пратах-кале ча мадхйахне, сандхйайам мадхйа-ратрике йатра татра бхабет тасйа, кришнах према-йуто бхавет
ЕСЛИ безупречный преданный повторяет эти сто восемь святых имен Шри Радхики, — утром (с 6.00 до 8.24), вечером (с18.00 до 20.24) или в полуночный час (с 22.48 до 3.36) — то где бы он ни жил и кем бы он ни был, он обретет экстатическую любовь к Господу Кришне.
Шримати Радхарани ки джай!
Шри Чайтанья Махапрабху ки джай!
Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай!
41. Паша Гхата (и баитхака Валлабхачарьи)
Вернитесь на марг и идите дальше. Метров через двадцать вы увидите автостоянку Маноранджана Дхармашалы (желтое здание слева). Прямо напротив металлических ворот этого здания, по правую сторону марга.— дверь, ведущая к Шьяма-кунде. Войдите в нее и подойдите к каменной площадке, выдающейся в Шьяма-кунду. Здешние старшие преданные называют это место Паша Гхата, место вечной дневной хилы Радхи-Шьямы, паша кела (настольная игра в кости). В «Говинда-лиламрите» и других Гаудия шастрах сказано, что Радха-Кришна играют в кости в зеленой кунд-же Судеви, что на северном берегу Радха-кунды.
Здесь стоит храм, построенный в память о пребывании Валлабхачарьи во Вриндаване. Вот почему это место так по-
пулярно среди его последователей. Говорят, что, встретив Валлабхачарью во Вриндаване, Господь Чайтанья поднял его умонастроение с уровня ватсалъи до мадхурьи. Позже Валлабха посетил Господа Чайтанью в Пури и оскорбил великого ачаръю Шридхару Свами.
В Югала-гите «Шримад-Бхагаватам» (10.33, чувства го-пи в разлуке) описывается, как гопи погрузились в разговоры и воспоминания об играх Кришны. Комментируя это место, Шрила Прабхупада сказал:
«Пример гопи — это наставление тем, кто хочет погрузиться в сознание Кришны. Можно легко обрести общение Кришны, просто вспоминая Его трансцендентные игры. У всех есть склонность любить кого-то. И то, что Кришна должен быть объектом любви, — главное в сознании Кришны. Постоянно повторяя Харе Кришна мантру и помятуя о трансцендентных играх Кришны, человек может стать полностью осознающим Кришну, и жизнь его станет возвышенной и плодотворной».
Давайте посидим тихо у Шьяма-кунды, повторим: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» — и вспомним трансцендентные игры Кришны. Вот краткое описание паша кела лилы Радхи-Мадхавы из «Шри Кришна Бхаванам-риты» Шри Вишванатхи Чакраварти.
Шри Радхика сказала Лалите: «Лалита! Благодаря силе Кришна победил нас в играх на воде, в качании на качелях и питии хмельного меда Давай же теперь бросим Ему вызов: пусть сыграет с нами в кости — на это требуется и ум. Так мы поубавим Его гордость».
Нандимукхи села на стороне Кришны, а Вринда — на стороне Радхи, чтобы наблюдать за ходом игры. Кундалата была судьей. Мадхумангала записывал счет Кришны,
Глава 8. Парикрама по Радха-кунде
а Лалита — Радхи. Джая Шри (Радха, Богиня удачи) бросила кости, и выпали две десятки и дважды по двенадцать. Сначала Кришна проиграл Радхе свой драгоценный камень каустубху. На следующем ходу Кришна сжульничал и выиграл объятие Радхи. Потом Радха выиграла поставленные на кон поцелуи.
Кришна с улыбкой подставил Радхе щеку и сказал: «Сакхи Я при всех признаю Свое поражение. А теперь возьми Свой выигрыш». Радха и сакхи рассмеялись над шуткой Кришны, прикрыв уста вуалями.
Шри-Шри Радха-Мадхава ки джай! Шри Паша Гхата ки джай!
42. Шри-Шри Лакшми-Нараяна Мандир
Пройдя еще тридцать метров по парикрама моргу, вы увидите старый храм слева от дороги. Пройдя через каменную аркаду, вы окажетесь у храма Лакшми-Нараяны, обращенного фасадом к парикрама маргу. Этому храму около пятисот лет. Помолимся Лакшми-Нараяне, чтобы Они благословили нас сокровищем смирения и терпения для того, чтобы мы могли должным образом служить вайшнавам.
Шри-Шри Лакшми-Нараяна ки джай!
43. Шри-Шри Радха-Мадана Мохана Мандир
Идите дальше по парикрама маргу до следующего большого храма справа от дороги. Вы увидите большую арку— вход —