ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ПРОДВИЖЕНИЯ
Ш.Б. 1.19.19.(1 января 1995г.)
Махаршайо ваи самупагата йе
Прашасйа садхв итй анумодаманах
Учух праджануграха-шила-сара
Йад уттама-шлока-гунабхирупам
ПЕРЕВОД
Все великие мудрецы, собравшиеся там, восторженно приняли решение Маха-
раджа Парикшита и выразили своё одобрение словами: < Очень хорошо!>.
Мудрецы по своей природе склонны делать добро простым людям, поскольку
обладают теми же силами, что и Верховный Господь. Поэтому им доставляло
огромное удовольствие видеть Махараджу Парикшита, преданного Господа, и
они сказали ему следующее.
КОММЕНТАРИЙ
Естественная красота живого существа возрастает, когда оно поднимается на
ступень преданного служения, Привязанность к Господу Кришне полностью
захватила Махараджа Парикшита. Видя это, собравшиеся мудрецы были очень
довольны и выражали своё одобрение словами <Очень хорошо!>. Такие мудре-
цы по природе склонны делать добро обыкновенному человеку, а когда они ви-
дят, как человек, подобный Махарадже Парикшиту, прогрессирует в преданном
служении, их радости нет границ, и они благословляют его всем, что в их си-
лах. Преданное служение Господу настолько благоприятно, что преданный
удовлетворяет всех полубогов и мудрецов, вплоть до Самого Господа, и всё для
него становится благоприятным. Всё неблагоприятное устраняется с пути про-
грессирующего преданного. Встретить всех великих мудрецов в час смерти, не-
сомненно, было благом для Махараджи Парикшита, и потому так называемое
проклятье брахмана обернулось для него благословением.
ЛЕКЦИЯ
В этой шлоке есть несколько очень значительных слов. К примеру - великие,
великие мудрецы - махашрайа - собрались. Самупагата означает, что они все
вместе пришли, около 16 000 великих, великих, учёных мудрецов - и они одоб-
рили решение Махараджи Парикшита поститься до самой смерти. Это объясня-
ется здесь словами < садху, садху> - <очень хорошо, очень хорошо>. Они дума-
ли, что это - очень хорошее решение. И анумодаманах означает всеодобрен-
ный. Они полностью одобрили решение Махараджи Парикшита. И это также
является одним из принципов практики преданного служения. Преданный дол-
жен практиковать процесс преданного служения строго следуя по стопам пре-
дыдущих ачарйев и под руководством истинного духовного учителя. Никто не
может придумать свой собственный процесс преданного служения, он должен
следовать авторитету.
Конечно, особенно в наши дни, молодым людям не нравится слышать подоб-
ные вещи, они считают очень прогрессивным развивать антиавторитетное умо-
настроение в своей деятельности. Они думают, что это - прогрессивная жизнь.
Но это не подтверждается в процессе преданного служения; особенно когда де-
ло касается духовной жизни, человек должен принять духовного учителя. Про-
сто представьте --Кришна был прямо перед Арджуной, лично, и Он дал Ард-
жуне наставление: < Если ты хочешь узнать истину, ты должен обратиться к
духовному учителю.> Кришна был прямо перед ним, и всё-таки Он сказал ему:
< Ты должен обратиться к духовному учителю>. И, как вы знаете, Кришна Сам
принял духовного учителя, и не только как Кришна, а и в других инкарнациях.
Когда бы Господь ни являлся, Он принимает духовного учителя. Такова важ-
ность духовного авторитета.
СЕКРЕТ УСПЕХА
Поэтому, здесь объясняется, что решение Махараджи Парикшита - поститься
вплоть до смерти - не является какой-то причудой, чем-то надуманным. Оно
было полностью одобрено всеми присутствующими мудрецами. Анумодаманах
означает всеодобренное. Удовлетворение духовных авторитетов, особенно ду-
ховного учителя, является секретом успеха в духовной жизни. Чайтанйа Ма-
хапрабху даёт наставления Санатане Госвами в Чайтанйа-чаритамрите о прин-
ципах и различных видах деятельности в преданном служении. И самыми важ-
ными являются пять первых. Здесь объясняется, что человек должен:
1) принять истинного духовного учителя
2) получить у него инициацию
3) выполнять <чёрную> работу, смиренное служение для духовного учителя
4) получать наставления от духовного учителя и вопрошать его процессе пре-
данного служения
5) практиковать преданное служение, строго следуя по стопам предыдущих
ачарйев
Очень важно. Первые пять принципов, действий в преданном служении связа-
ны исключительно с принятием авторитета в духовной жизни. В Шримад Бха-
гаватам в первой песни Шаунака Риши получил благословение, Сута Госвами
также получил благословение: Тот же принцип. < Так как ты покорен, духов-
ный учитель одарил тебя всей милостью, проливающейся на смиренного уче-
ника. Поэтому ты можешь рассказать нам всё, чему ты научным образом нау-
чился у него.> И снова - качество Суты Госвами. Он получил милость, благо-
словение от своего духовного учителя, и поэтому он был полностью способен
передать знание, которое получил, для наивысшего блага его слушателей. И это
- единственное качество. И совсем не нужно иметь какие-то материальные на-
выки или умение, но самым важным качеством продвинутого ученика или его
духовного учителя является то, что у него есть полностью развившаяся вера в
наставления, слова своего духовного учителя; он смиренен.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА ПРОДВИЖЕНИЯ
Поэтому в молитвах Вишванатха Чакраварти Тхакура мы находим - Йасйа пра-
садад бхагавад-прасадо йасйапрасадан на гатих куто пи - прасадад значит ми-
лость.
Только по милости духовного учителя можно совершать продвижение. Этот
Санскрит так хорош. Сначала вы объясняете, выводите суть объясняемого, а за-
тем подчёркиваете момент - по милости духовного учителя человек может со-
вершать продвижение. И -апрасадад- если человек не получает милость, тогда
он не может развиваться. Просто делаете акцент на этом моменте, повторение
необходимо. Или для того, чтобы объяснить определённый момент с разных
углов зрения, необходимо завладеть вниманием для того, чтобы привлечь ра-
зум.
И вот этот стих указывает на непосредственную причину продвижения. В ос-
новном гати означает цель, но в этой связи оно означает главная причина про-
движения. И так снова - непосредственной причиной продвижения является
получение милости