садху подкупил их. Госвамиджи очень расстроен. Он сокрушается о том, что местные преступники имеют такое влияние на судьбу храма и Божеств».
По мере того, как он говорил, я тоже стал скорбеть. «Этого следовало ожидать, - сказал я. - Это Кали-юга».
Я вспомнил стих из Шримад Бхагаватам.
«Божества в храмах выглядят плачущими, скорбящими и покрытыми испариной. Кажется, что Они хотят уйти. Все города, деревни, поселения, сады, копи и обители лишены теперь красоты и всего счастья. Я не знаю, какого рода бедствия ждут нас теперь». [Шримад-Бхагаватам 1.14.21]
Нароттам продолжал. «Прошёл слух, что чёрный садху попытается перехватить нас перед нашим отъездом сегодня вечером, - сказал он. - Он планирует завтра выставить нас перед всеми жителями деревни».
«Хорошо», - сказал я. «Уезжай сейчас же. У вас есть такси?»
«Да, - сказал Нароттам. - Мы уезжаем через несколько минут. Госвамиджи хочет отвести меня на личный даршан Божеств. После этого мы уедем».
Я буду навсегда в долгу перед великим святым Гангой Нарайной Чакраварти и его потомком Госвамиджи за то, что произошло после этого.
В сумерках Нароттам и Госвамиджи пришли в храм и вошли во внутренние покои. В присутствии Госвамиджи Нароттам мог подойти прямо к Божествам. Он стоял перед прекрасной формой Господа Чайтаньи и молил Его о милости. Он увидел, также, древние Божества Радхи-Кришны, принадлежавшие Ганге Нарайане Чакраварти.
Глаза Госвамиджи наполнились слезами. «Они получают лишь одно подношение пищи в день, - сказал он. - И только посмотри, как просто Они одеты».
Нароттам молился о том, чтобы Божества оставались в безопасности, и чтобы однажды поклонение Им было восстановлено в своей изначальной славе.
Нароттам посмотрел на 18 шалаграма-шил и подумал о том, как замечательно, должно быть, поклонялся им Ганга Нарайана Чакраварти.
Госвамиджи заговорил приглушённым голосом. «Нам следует уйти сейчас, пока не стало темно, - сказал он. - Но прежде я хочу дать тебе кое-что для Индрадьюмны Махараджа. Пусть, по крайней мере, об одном из этих бесценных Божеств будут заботиться надлежащим образом».
Он потянулся к алтарю и взял одну из древних шалаграма-шил.
«Это тот самый шалаграм, который мой предок, Ганга Нарайана Чакраварти, взял с собой в Манипур, когда получил указание от Нароттама даса Тхакура пойти и обратить царя в вайшнавизм. Пожалуйста, отдай его своему духовному учителю».
Нароттам был ошеломлён. Поскольку уже темнело, он не мог разглядеть Божество чётко. «Кто Он? - спросил Нароттам. -Какое воплощение?»
Госвамижди поднёс шалаграм ближе. «Это устрашающая форма Вараха-Нрисимхи», - сказал он.
Нароттам с удивлением взирал на смуглый, коричнево-жёлтый шалаграм с огромным зияющим ртом и двумя большими неровными чакрами внутри – верными признаками того, что это был Нрисимха-шалаграм. Торчащий с левой стороны клык указывал на то, что это ещё и Господь Вараха.
«С этого момента твой духовный учитель может заботиться о Божестве, - сказал Госвамиджи. – И, будь уверен, Божество позаботится о твоём духовном учителе».
«Не будет ли проблем с местными жителями, если Божество…» - начал было Нароттам.
«Я - прямой потомок Ганги Нарайаны Чакраварти, - сказал Госвамиджи твёрдо. - Моя обязанность удостовериться в том, чтобы этим Божествам поклонялись надлежащим образом».
Госвамиджи с тоской посмотрел на остальные Божества. «Нам надо поторопиться, - сказал он, - пока не пришёл чёрный садху и его друзья».
Когда спустилась темнота, они уехали на такси, и через шесть часов без приключений добрались до аэропорта в Калькутте. Нароттам позвонил мне.
«Гуру Махараджа, - начал он, - произошло самое удивительное. Вы не поверите».
«Что случилось, Нароттам? - спросил я. - Родственники Госвамиджи согласились передать нам храм?»
«Нет, - ответил он, - пока нет. Мы продолжим прилагать усилия. Но Господь ответил на мои молитвы, Гуру Махараджа».
«Какие молитвы?» - спросил я.
«О Вашей защите, - сказал он. - Помните, Вы сказали, что мои молитвы не будут напрасными?»
Я помолчал пару мгновений. «Так что же произошло?» - спросил я.
«Гуру Махараджа, Госвамиджи передал вам личный шалаграм Ганги Нарайаны Чакраварти, Вараха-Нрисимху».
«Что? - изумился я, - в самом деле?»
«Да! - почти прокричал Нароттам. - Когда Вы вернётесь в Мумбай через несколько дней, Он будет ждать Вас. С этого момента у Вас есть лучший из всех спутников в путешествии, и больше нечего будет бояться».
На следующий день я получил от Нароттама письмо по электронной почте. «Дорогой Гуру Махараджа», - писал он. «Хочу сообщить, что шалаграм, принадлежавший Ганге Нарайане Чакраварти Тхакуру, был отдан Вам 13 февраля 2006 года, в день Явления Шрилы Нароттамы даса Тхакура».
«Что касается твоего вопроса, знают ли духовный учитель и парам-гуру о молитвах искренних преданных, взывающих к Ним с любовью? Ответ в том, что никакая сознательная молитва не пропадает даром. Они, несомненно, доходят по назначению. Любая молитва, которую ты предлагаешь своему духовному учителю и парам-гуру, передаётся Кришне. Искренняя молитва никогда не пропадает даром». Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами»" [Письмо Махананде, Лос Анджелес, 26 апреля 1970 года]
Том 7, глава 3 (2-15 марта 2006)
Город