отправился повидать Шрилу Прабхупаду».
«Понравилась ли людям сегодняшняя Харинама?» - спросил Шрила Прабхупада.
«Да, Шрила Прабхупада, - ответил он, - много людей наслаждались ей».
«Это хорошо, - сказал Шрила Прабхупада, - даже если они просто оценят её в уме, они уже совершат духовный прогресс».
Через два дня наш фестиваль переехал в Ревель. Во время этой программы одна женщина ходила по территории фестиваля, критикуя преданных. Потом она подошла ко мне.
«Эй, вы все! – Закричала она. – Только посмотрите! Волк в овечьей шкуре! Он называет себя святым, но его намерения злы!»
К моему удивлению, полиция быстро арестовала её за разжигание беспорядков и оштрафовала на 800 злотых.
На следующий день Нандини встретилась с мэром Колобжега. Он знал, что наш фестиваль был запрещён, но сам не участвовал в принятии этого решения. Нандини требовала, чтобы он отменил вердикт и вернул нам возможность выбора места на пляже.
«Этого я сделать не могу, - сказал мэр, - но поскольку приезжает посол Индии, я дам вам другое место – площадь в центре города. На протяжении всего лета она полна туристов».
Его секретарь задохнулась: «М-р мэр, - сказала она, - Вы поступаете смело, предоставляя им эту площадь. Вспомните об осенних выборах».
Через неделю мы начали трёхдневный фестиваль на площади. Погода была замечательной, и тысячи стекались на фестиваль. Вдобавок к обычной нашей программе зрители наслаждались выступлением группы танцоров из Раджастана, организованным консульством Индии.
Мой духовный брат из Австралии Курма дас тоже доставил гостям немало удовольствия наглядным приготовлением прасада в одной из наших палаток. А палатка йоги Джаятама была забита молодыми и старыми на протяжении всего фестиваля.
В последний день мы провели индийскую свадьбу. Субуддхи Райа и его невеста Радха Катха принесли свои обеты перед тысячей людей. Толпа на площади была так велика, что никто не мог шевельнуться.
После свадьбы со сцены выступили посол Индии и мэр города. Я был в палатке звукозаписи и наслаждался каждой минутой, пока посол восхвалял наши усилия делиться культурой Индии с жителями Польши. Глядя на огромное количество собравшихся, я поражался, как, несмотря на тщательно организованное противостояние, наши фестивали становятся больше и успешней, чем прежде.
И, подобно последней розочке на торте, Господь послал «страховочную» весть в виде звонка от Прачарананды даса, отвечающего за отношения нашего движения с правительством.
«Махараджа, - сказал он, - возможно, Вам будет интересно, что Министерство Внутренних дел только что выпустило отчёт о культах в Польше. Это подробное описание каждой группы, которую правительство считает опасной. К моему удивлению, нас нет в списке. И, в действительности, мы там ни разу даже не упоминаемся. Всё меняется. Конечно, на этом не кончаются наши проблемы с оппозицией, но это большой шаг в верном направлении».
Я был так воодушевлён новостью, что шёл по фестивальному городку в состоянии эйфории. И вишенка на розочке появилась, когда ко мне подошёл преданный из палатки «Вопросы и ответы».
«Махараджа, - сказал он, - в палатку зашла учитель местной высшей школы. Ей очень понравилось, как посол оценил наш фестиваль, и Вы поразитесь, что она сказала».
«Пожалуйста, скажи мне», - попросил я.
«Она сказала мне, что движение Харе Кришна – именно то, в чём нуждается молодёжь Польши, - сказал он, - и что мы должны объединить силы, чтобы сражаться с сектами».
И снова мне на ум пришла истина слов Шрилы Прабхупады:
«Мы не собираемся заводить себе врагов, но сам процесс таков, что непреданные всегда будут враждебны к нам. Несмотря на это, как утверждается в шастрах, преданный должен быть терпелив и милостив. Преданные, занятые в проповеди, должны быть готовы к нападкам невежественных людей, и всё же оставаться очень милостивыми к падшим обусловленным душам. Если кто-то может выполнять свои обязанности в ученической преемственности Нарады Муни, его служение обязательно будет признано. Мы должны искренне служить Господу, и так называемые враги не должны стать препятствием для нас». [Шримад-Бхагаватам, 6.5.39, комментарий]
Том 7, Глава 9 (18 - 22 июля, 2006)
Ради всеобщего блага
По пути в Мжежино, где преданные устанавливали палатки, готовясь к фестивальной программе, мы с Амритананда дасом заехали в Шабиатов присмотреть грузовичок. Нас поприветствовал хозяин автостоянки, пожилой человек лет 70-ти.
- Вас давно не было, - сказал он. - В течение многих лет вы каждое лето проводили здесь свой фестиваль. А потом стали проводить его неподалеку, в Мжежино.
- Там больше людей, - быстро ответил я. Мне не терпелось посмотреть грузовик, так как мы спешили на фестиваль.
- А вы знаете, сколько людей в Шабиатове скучают по вашему фестивалю? - спросил он. - Наш город очень маленький и здесь ничего не происходит. Ваши фестивали были самым ярким событием года.
Неожиданно поиски грузовика потеряли свою значимость.
- Как могу я быть таким бессердечным? - подумал я. - Как могу не откликнуться на интерес этого человека к сознанию Кришны?
Мы немного поговорили, потом быстро осмотрели грузовик и втроем отправились к машине.
-