помогал мне.
Перед моим отъездом из Южной Африки один преданный нечаянно покрасил мои единственные два комплекта одежды в темно-красный цвет. Бедный Шри Тхакур Махашая почти весь недолгий день отмачивал их в ванной отеля, чтобы хоть немного вымыть краску. Но когда он принес их мне перед полетом, я с ужасом увидел, что они стали ярко розовыми! Даже работники отеля не удержались от улыбок, когда увидели меня.
К сожалению, мы недолго оставались в таком приподнятом настроении. Телефон зазвенел как раз в тот момент, когда мы выходили из комнаты. Один преданный сообщил нам, что мой брат в Боге Трибхуванатх Прабху из Лондона только что узнал о том, что у него рак желудка, и ему осталось жить всего 6 недель. Как всегда в подобных ситуациях, эта новость громом поразила меня.
Трибхуванатх Прабху пришел в сознание Кришны в конце 60-х годов; он оставался брахмачари до последнего времени и всегда был для меня одним из самых уважаемых преданных. Хотя мы общались не так часто, я всегда восхищался его сияющим лицом, счастливой улыбкой и любовью к святому имени. Подобно моему, его служение в основном заключалось в организации больших
фестивалей в Европе и Африке.
Известие о его диагнозе помогло мне осознать, что если он может уйти, то и я могу умереть в любую минуту. Мы никогда не думаем о том, что нас ждет смерть. Если бы мы думали так, то использовали бы каждую минуту для преданного служения. Я подумал: "Когда я наконец начну серьезно относиться к сознанию Кришны и справлюсь с вожделением, гневом и жадностью в моем сердце? Когда придет тот день и я начну повторять святые имена с настоящим чувством?
Когда проявится мое сострадание ко всем живым существам, и я со всем сердцем пойду пропове-довать Божественную волю?" Молюсь, чтобы состояние Трибхуванатха Прабху стало катализатором, который наконец поможет произойти этим изменениям в моем сердце. Я понимаю, что времени осталось немного. Как говорил Шрила Прабхупада ученикам, окружившим его у смертного одра: "Не думайте, что это не произойдет с вами!"
"Когда ты умрешь, друг? Знаешь ли ты об этом? Разве не умирают даже младенцы? С ясным разумом, без привязанности к телу и чувствам, не прекращая мыслить, беги во Вриндаван!" [Вриндавана Махимамрита, Введение, Текст 78]
Шри Прахлад и Рукмини Прия присоединились ко мне в аэропорту Хитроу, чтобы вместе со мной полететь в Америку. Я ездил в Южную Африку один и мы были разлучены на 10 дней. Я был очень рад увидеться с ними снова. Нелегко путешествовать одному. Чанакья Пандит рекомендует путешествовать вместе с другими людьми: религиозные аскезы следует практиковать в одиночку, учиться вдвоем, а петь втроем. В путешествие следует отправляться вчетвером, заниматься сельским хозяйством - впятером, а сражаться во время войны – в обществе многих, многих людей". [Нити Шастра, Глава 4, Текст 12]
С мирской точки зрения я ехал домой. Я родился и жил в Сан-Франциско до того, как присоеди-ниться к движению сознания Кришны в 1970 году. Но сейчас ничто не связывает меня с ним. Мои родители умерли, а братья и сестры разъехались по всей стране. Тем не менее, глядя вниз из окна самолета, я вспомнил детство и испытал чувства, недостойные внимания. Я побыстрее взял
себя в руки и вернулся к реальности, вспоминая слова моего духовного учителя, воспоминания о членах его семьи в свете убегающего времени:
Где сейчас мои любящие отец и мать?
И где все старшие члены моей семьи, другие родственники, моя родня?
Кто теперь расскажет мне о них?
Кто, я спрашиваю?
Все, что осталось от этой так называемой семьи - лишь список их имен.
Словно пена на морской воде,
Что появляется на мгновение, а затем исчезает
Так же играет всемирная иллюзия майи
На самом деле никто не является ничьим отцом или матерью
Членом семьи или родственником
Все подобны пене на морской воде
И видны только несколько мгновений
О братья, но на самом деле все мы - родственники,
на уровне чистой души.
Эти вечные отношения не связаны
преходящими играми майи
Сам Всевышний Господь - душа каждого
В своих вечных взаимоотношениях с Ним,
Все во вселенной равны.
[Шрила Прабхупада, Вриндавана Бхаджан, ок. 1958 г.]
Шрила Прабхупада пишет, что никто не является нашим "отцом или матерью", но "все во вселенной равны". Другими словами, все мы равны друг другу и являемся братьями и сестрами, потому что у нас общий отец - Бог. Преданный Господа пользуется каждой возможностью напомнить об этом всем обусловленным душам. Поэтому, хотя преданный может решить, что он не член какой-либо
конкретной семьи, общества или нации, он вовсе не отказывается помочь своим "отцу и матери" в сознании Кришны. Преданный несет огромное благо для своей семьи. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал однажды: "Когда в семье рождается великий святой, чистый преданный, получают освобождение его предки и потомки в сотнях поколений. Когда в семье рождается преданный среднего уровня (мадхьяма адхикари), то получают освобождение его предки и потомки в
14 поколениях. Когда в семье появляется преданный-неофит, получают освобождение его предки и потомки в трех поколениях". [Шрила Прабхупадер Упадешамрита - Высказывания Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати]
Что касается меня, то я сделал все,