своему дому под мостом.
Постановка по Рамаяне, одна из популярнейших частей нашего представления, только-только началась, а я заметил вдалеке темные дождевые облака на фоне совершенно чистого голубого неба. За несколько минут облака накрыли нас и пролились дождем на фестиваль. Вначале посетители, казалось, не знали, что делать, но дождь усилился, и все повскакали и побежали под укрытия палаток.
- Это всего лишь на пару минут, - прокричала из громкоговорителя Раджешвари-сева даси, наша ведущая на сцене. - В ведической культуре считается очень благоприятным, если идет дождь и светит солнце! Называется дивья-снана, божественный ливень!
К моему удивлению, большинство зрителей вернулись на свои места. Они сидели под дождем, явно убежденные, что происходит нечто особенное. Дождь прошел, и спектакль продолжался.
Я отправился обратно к сцене проверить готовность к следующему номеру, когда подошел пожилой мужчина и спросил, подписываю ли я еще книги.
- Только быстро, - сказал он, - не хочу, чтобы жена увидела. Она не хочет, чтобы я читал эти книги, - боится, что уйду из дому, чтобы путешествовать с вами по миру. Даже когда ваши лекции в интернете слушаю, ей тоже не нравится.
- Понятно, - сказал я, чуть усмехнувшись, быстро подписал книгу и вручил ему. Он положил ее в сумку, огляделся, чтобы убедиться, что жены рядом нет и, как ни в чем ни бывало, пошел себе дальше.
Пробираясь через ряды скамеек перед сценой, краем уха я услышал женщину, успокаивающую испуганного ребенка:
- Да не расстраивайся ты так, малыш, - говорила она. - Это же просто Кришна убивает ведьму Путану. Ты же знаешь эту историю, мы же читали с тобой в книге о Кришне, которую купили в прошлом году.
Я покачал головой. «Надо ли еще просить о каком-то явном подтверждении того, что мы здесь больше двадцати лет», - думал я.
Через пару минут подошла женщина с Бхагавад-гитой в руке.
- Я видела, что Вы подписываете книги, - сказала она, - но как-то не хотела Вас беспокоить.
- Что Вы, - сказал я, - какое беспокойство. Я буду счастлив подписать.
- В своей лекции, - сказала она, - Вы говорили о двойственности материального существования, что в жизни каждого присутствуют и счастье, и страдания. Но я не соглашусь.
- А в чем именно ваше несогласие? - спросил я.
- В моей жизни нет двойственности, - сказала она. - Я знаю только лишь страдания. Я прихожу в полное отчаяние, когда думаю о своей жизни. Но ваша сегодняшняя речь дала мне надежду, что есть какая-то позитивная альтернатива, как Вы это назвали. Проведу несколько следующих недель, серьезно изучая эту книгу.
- Мой духовный учитель был бы счастлив услышать это, - сказал я.
Потом я отправился с несколькими преданными раздать оставшиеся приглашения на ближайшую улицу. Неподалеку от входа на фестивальную площадку сидела, играя на аккордеоне, девочка-цыганка лет десяти. У ног ее лежала шляпа с пятью или десятью злотыми, и она тоскливо поглядывала на наш фестиваль.
Когда она дошла до конца своей песни, я спросил ее, не хочет ли она попасть к нам.
- Да, очень хочу, - сказала она, - Но я должна…
Ее голос сорвался.
- Когда ты заканчиваешь работать? - спросил я. - Разве ты весь вечер работаешь?
Она кивнула.
- А где твои родители? - спросил я.
- Вон мой папа, - сказала она, показывая на мужчину через улицу, который так же со шляпой у ног играл на аккордеоне.
Я перешел улицу и подошел к нему.
- Сколько Ваша дочь собирает за вечер своего выступления? - спросил я, немного погодя. Я видел, что он немного замялся.
- Около пятидесяти злотых в день, - ответил он.
- Если я дам Вам пятьдесят злотых, отпустите ее с нами на фестиваль до конца вечера? Вы же видите, как детям там нравится. Я Вас познакомлю с одной женщиной, которая за ней присмотрит. Когда фестиваль закончится, мы приведем ее обратно.
Он смотрел удивленно.
- У нее еще сестра есть, и если она пойдет, то и сестре тоже захочется.
- Без проблем, - сказал я с улыбкой. - Могут обе пойти. Я Вам дам 100 злотых.
- Хорошо, - сказал он. - Спасибо Вам.
Я познакомил отца и девочек с одной из преданных. Она взяла девочек за руки и отправилась с ними по фестивалю.
Мы продолжили свой путь, и один преданный обратился ко мне.
- Разве правильно давать таким людям деньги? - сказал он. - Неизвестно, что они с ними сделают. Могут использовать на греховную деятельность.
- Возможно, - сказал я. - Но благо, которое получат девочки, если будут петь, танцевать и попробуют прасадам, - неисчислимо.
Преданный настаивал:
- Но Вы получите плохую карму, если они неправильно используют деньги.
Я остановился и повернулся, чтобы посмотреть на него.
- Это не проблема. Я приму карму, а ты получишь благословения, которые придут от того, что они заняты в служении Господу Чайтанье. Договорились?
Он промолчал.
Как только мы вернулись на территорию фестивального городка, подошла ещё одна женщина с Бхагавад-гитой.
- Я не