Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Индрадьумна Свами - Дневник странствующего проповедника (том 10) - Страница 20

завтрака я попросил Уттама-шлоку организовать машину, чтобы с небольшой группой преданных отправиться в Храм Огня.

- Прямо сейчас? – удивился Уттама-шлока. – Но он расположен в пустыне рядом с нефтяными вышками, а у Вас на сегодня намечено несколько программ.

- Всё верно, - ответил я, - но сначала я хочу посетить этот храм.

Мы сели в джип и примерно через час были у нефтяных вышек. Меня удивили устаревшие механизмы, и я сказал об этом одному из местных преданных.

- Русские начали бурить здесь скважины для добычи нефти более ста лет назад, - ответил он. – В результате запасы природного газа постепенно истощились. Йоги, которые в то время поклонялись огню, сказали, что млечхи осквернили эту землю, и что Агни с отвращением покинул ее. После этого они отправились в Индию.

Еще через полчаса мы добрались до храма. Хотя всё ещё можно было видеть простую красоту его дизайна, я заметил, что, с моего последнего приезда для восстановления святыни было сделано очень немного.

Я повернулся к одному из преданных:

- Немного же они сделали для его реконструкции.

- Реконструкции? – переспросил преданный. – Удивительно, что он вообще еще стоит. Он сохранился только благодаря вмешательству Индиры Ганди. Когда она была премьер-министром Индии в начале восьмидесятых, она попросила главу Советского Союза Леонида Брежнева вернуть полуразвалившемуся зданию его былую красоту. После этого он был включен в список национального наследия, но очень мало иностранных туристов приезжают сюда.

- Из-за его индуистского происхождения местные мусульмане не проявляют к нему интереса. Ирония судьбы, ведь мы, азербайджане, раньше были зороастрийцами. Нас мечами заставили принять ислам. Зороастризм появился в пятом веке, его последователи верили в единого и трансцендентного Бога. Зороастрийцы говорили, что величие Бога можно понять через материальные элементы. В частности, поклонение огню рассматривалось как способ развития духовного видения и мудрости. Это место с горящим природным газом, было значимым для наших предков.

- Некоторые ученые говорят, что изначально мы являлись частью Ведической цивилизации, а поклонение Агни здесь шло с незапамятных времен. Существует свидетельство, что эта местность называлась Сура-хани. «Сура» значит «Божье», а «хани» - «царство». Еще любопытнее то, что оно также называлось Рама-ни, что означает место Рамы. А неподалеку находится озеро Гопал.

Внутри, в центре комплекса, мы увидели каменный алтарь, посредине которого вырывался из земли огонь. Небольшая табличка гласила, что теперь газ подается по трубопроводу из Баку.

Мы начали с осмотра комнат, расположенных вдоль стены, в которых йоги и аскеты предавались епитимьям, чтобы получить могущество благословлять и проклинать. Купцы, путешествовавшие по Великому Шелковому Пути, останавливались здесь и предлагали подношения садху, чтобы получить их благословения. Но садху были отреченными, и все дары бросали в огонь. Изначально в этом месте было семь основных огней. Один из них использовали для кремации тел йогов после их ухода.

Мы остановились, чтобы посмотреть на диорамы, изображающие медитирующих йогов, и на манускрипты, возраст которых насчитывал сотни лет, и которые рассказывали о древней истории этого места. С моего последнего визита их стало больше.

«В миле от Баку есть место, где огонь горит вечно без всяких факелов».

[Ибн Альяс, арабский географ, шестнадцатый век]

«Нигде в мире больше не найти такой белой нефти, как здесь. В этом нефтяном месторождении находится вулкан, который постоянно извергает огонь». [Масуди, арабский географ, десятый век]

«В окрестностях Баку в некоторых местах почва настолько горяча, что пища в ней готовится мгновенно». [Ивлия Челебай, турецкий путешественник, шестнадцатый век]

Через какое-то время я повернулся к Уттама-шлоке:

- Все эти диорамы и манускрипты очень интересны, но я приехал сюда с другой целью. Мне бы хотелось немного побыть одному.

Преданные продолжили осмотр, а я подошел к каменному алтарю, где йоги поклонялись священному огню. Я закрыл глаза и стал повторять мантру на четках. А затем почитал книгу Нароттама даса Тхакура «Према Бхакти Чандрика».

Мои думы вернулись к Вишакхе. Со сложенными ладонями я долго молился за нее.

- Мой дорогой Господь, - сказал я в конце, - пожалуйста, позаботься о своей преданной, Вишакхе. Порой нам сложно понять Твой план. Мы можем только положиться на Твою волю, которая, в конце концов, приводит нас под сень Твоих лотосных стоп.

Через какое-то время ко мне подошел Уттама-шлока.

- Гуру Махараджа, нам пора ехать, - сказал он.

- Хорошо, - ответил я. – Даже короткого времени, проведенного здесь, достаточно, чтобы успокоить сердце.

Когда мы шли к выходу, Уттама-шлока повернулся ко мне и спросил:

- Гуру Махараджа, собираетесь ли Вы упоминать о Вишакхе в своем Дневнике?

- Может быть, - ответил я.

- Я думаю, не стоит этого делать, - сказал он. – Слишком трагичная история.

Я остановился.

- Преданный может черпать вдохновение даже в трагедии, - произнес я. – Это может помочь нам развить отрешенное отношение к этому миру и принять прибежище Господа.

- Это так, - ответил он, - но обычно главы Вашего дневника полны надежды и вдохновения. История ее похищения не вписывается в это настроение.

- У меня есть на то причины, - ответил я. – Надеюсь, когда другие узнают о ее участи, они тоже вдохновятся помолиться за нее.

- Но с её похищения прошло несколько лет,

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18