Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 157 ------

М.Кремо - Деволюция человека - Страница 157

на свет. Слово кнайлйалугга обозначает процесс выхода куруны, или души из чуринги. При зачатии куруна покидает чурингу и входит в тело женщины, которая станет матерью. В теле матери куруна получает собственное тело, которое называется мберка (Spencer, Gillen. 1927. P. 358). Куруна очень маленькая, как жемчужинка, красного цвета. Тело ребенка, пока он находится в утробе матери, называется ратаппа (Spencer and Gillen,1927, с. 363).

В конце жизни человека два духа-брата по имени Инчинкина, которые живут на звездах в небесах, спускаются на землю, чтобы приблизить момент смерти (Spencer, Gillen. 1927. P. 429). Иногда им помогает еще один злой дух по имени Эрунча. Если покойник хочет выйти из могилы, Эрунча удерживает его (Spencer, Gillen. 1927. P. 430).

Воплощенная душа куруна (ултана) какое-то время остается в мертвом теле, следит за ним в процессе похорон, вплоть до последнего ритуала. Иногда ултана находится в теле, в могиле, иногда наблюдает за родными покойного, иногда посещает двойника, арумбурингу, в чуринге в перталкере клана (Spencer, Gillen. 1927. P. 432).

Для австралийских аборигенов существование от рождения до смерти — всего лишь переходная стадия. А. Р. Элкин в работе «The Australian Aborigines» пишет:

«Найденный отцом в духовном мире и рожденный матерью он приходит в этот грешный мир. Но через несколько лет, пройдя посвящение, он частично возвращается в священный духовный мир, который покидал на время. Постепенно он все больше, насколько ему позволяет земная жизнь, погружается в духовный мир, и, наконец, умирает, и через ритуал похорон, как через ворота, полностью уходит в духовный мир, на небеса, в дом всех духов... возможно, чтобы потом еще раз повторить этот опыт» ((Elkin. 1964. Цитируется по: Eliade. 1967. Р. 162).

Похожие представления о мироздании мы обнаружим и у нгаджу даяков, живущих возле Борнео. Ганс Шэрер в книге «Ngaju Religion: The Conception of God Among a South Borneo People» (Scharer. 1963) пишет: «Человек произошел от бога. Бог ведет его через всю жизнь, к смерти, и он возвращается к богу и живет другой жизнью, в Верхнем мире, откуда когда-то ушел, но теперь навеки останется там» (Eliade. 1967. Р. 170). Шэрер добавляет: «Эти представления никак не связаны с влиянием христианства; это древняя космология даяков, которая понимается через священные события в начале времен, и связанный с ними образ мышления» (Eliade. 1967. Pp. 155—156).

Космология полинезийцев с острова Пасхи

Полинезийцы, обитатели острова Пасхи, говорят, что есть Великий бог Этуа и много богов и богинь под его началом. Личное имя Этуа — Мэйкмэйк. Он воздавал за добро и наказывал зло, он общался с людьми через жрецов и жриц, служивших ему. Гром был выражением его гнева. Аналога дьявола в мироустройстве жителей острова Пасхи не было. Мэйкмэйка они считали творцом небес и земли. Ему в жертву приносились все первые плоды урожая. Люди делали деревянные фигурки — идолы бога, но нельзя сказать, чтобы они ему поклонялись (Metraux. 1940. Р. 312).

Метрау приводит легенду о появлении бога Мэйк-мэйка из черепа: «Женщина-жрица смотрела за черепом на скале в бухте Тонгарики. Однажды сильная волна смыла череп со скалы в бухте Тонгарики. Череп поплыл по волнам. Женщина увидела его в воде, прыгнула за ним в воду и поплыла за ним далеко в море. Уставшая, она попала на остров Матиро-хива. Хауа увидел женщину-жрицу и спросил: „Откуда ты?" Она ответила, что пыталась догнать череп. Хауа сказал: „Это не череп, это бог Мэйкмэйк". Женщина осталась на острове» (Metraux. 1940. Pp. 312—313). Через некоторое время все трое — Хауа, Мэйкмэйк и женщина — по повелению Мэйкмэйка вернулись к ее народу и научили их произносить имена Хауа перед принятием пищи.

У Мэйкмэйка не было ни жены, ни детей в отличие от других богов. По воле Мэйкмэйка из земли, как растения, появились первые мужчина и женщина. Их звали Тиве и Хива. У них и их детей были бессмертные души, которые могли выходить из тела во время сна и подвергаться нападению злых духов (Metraux. 1940. Pp. 312, 315; Routledge. 1919. P. 238).

Общее название сонма младших богов полинезийцев— акуаку. Они жили в разных частях острова и общались с людьми. Боги были разными. Метрау пишет: «Это были сверхъестественные существа, каждое из которых отвечало за определенную территорию или семью. Некоторые из них были настоящими богами, другие— демонами или духами природы; третьи были духами умерших людей, ставших божествами. Всех младших богов сейчас называют акуаку; это название применяется и к духам покойных, когда они появляются как призраки,— поэтому трудно различить младших богов, которым поклонялись люди, и героев легенд, наделенных сверхъестественными способностями, но все же никогда не являвшимися богами... Акуаку были обоих полов. Часто они появлялись в человеческом облике, и в сказаниях их можно было бы принять за обычных людей, если бы их не называли акуаку или татанами. Они вступали в браки с земными женщинами и мужчинами, заводили детей и умирали. Их можно было убить, если противник был сильнее или хитрее. Иногда у них проявлялись удивительные способности — они могли летать по воздуху и появляться в разных местах. Некоторые акуаку