Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 144 ------

М.Кремо - Деволюция человека - Страница 144

которых лорд Кейнс говорит как о «совершенно магических» и «лишенных научной ценности» (Thorndike. 1958. Vol.

8. P. 590). Я не согласен с последним замечанием лорда Кейнса. Неопубликованные рукописи Ньютона представляют огромную научную ценность, поскольку напоминают нам о том, что лучшие умы из мира науки в своем стремлении постичь жизнь и вселенную готовы принимать во внимание все свидетельства, полученные человеком на основе собственного опыта.

Ньютон считал, что в человеческом теле живут тонкие жизненные духи. Он говорил, что движения тела животных и людей вызваны душой, которая заставляет ` эти тонкие духовные тела двигаться в нервной системе, которая, в свою очередь, задействует мышцы (Thorndike. 1958. Vol. 8. P. 595). В приложении к книге «Principia» («Начала») издания 1713 года Ньютон говорит, что, возможно, есть вездесущий дух, который и является причиной гравитации, электричества, света и ощущений. Но ученый считал, что у него недостаточно экспериментальных данных, чтобы дать «точное определение и выявить законы, по которым действует этот удивительный и очень разный в своих проявлениях Дух» (Thorndike. 1958. Vol. 8. Pp. 595—596). В знаменитом письме Ричарду Бентли Ньютон пишет: «Невозможно, чтобы эта безжизненная грубая материя могла (без посредства чего-либо нематериального) воздействовать на другое без обратного контакта» (Griffin. 1997. Р. 19).

Космологии народов мира

Я недаром начал обзор мистических космологии с примеров из истории философии и науки Западного мира, с античности до начала научной революции. Таким образом я хотел показать, что факты и свидетельства психических феноменов, собранные учеными девятнадцатого и двадцатого веков, отнюдь не являются странными аномалиями, выходящими за рамки науки. Конечно, с точки зрения строгого материализма, все это можно назвать аномальными явлениями. Но при ином отношении к метафизике, таком, например, как у Кеплера и Ньютона, эти явления обретут свое место в науке. Кроме того, я хотел создать контекст для представления духовных космологии из других культур. Я надеюсь доказать, что составляющие этих космологии очень схожи с некоторыми представлениями западной науки и философии, и показать читателю, что мудрые духовные космологии* великих мировых культур не чужды и западной культурной традиции.

Традиционные космологии Китая

Традиции древнего Китая сложились из смешения буддизма, конфуцианства, даосизма и встречающихся элементов примитивного анимизма. Особое влияние на эту страну оказал даосизм, согласно которому вся вселенная подчиняется естественному закону Дао. В небесах этот закон проявляется в движении звезд и планет. На земле Дао проявляется во всей природе. Но изначальное Дао существовало до всех своих проявлений. Дао, разделяясь, рождает две силы — Инь и Ян. Союз светлого начала Ян и темного Инь рождает пять элементов — огонь, вода, дерево, земля и металл (Day. 1940. Р. 56).

Согласно Дэю (Day. 1940. Р. 165), в космической иерархии по китайской традиции есть разные младшие божества, например, божество оспы Доу Шень, покровитель и защитник деревень Чжан Лао Сян Гун*, дух колодцев Тай И, покровитель торговли, бог богатства Гуан Гун.

*Вся транскрипция китайских слов взята из таблицы Бориса Иванова,— Прим. переводчика.

Также китайцы верят в разных злых духов, которых называют общим словом куй. Латурэт (Latourette. 1934. Р. 163) писал: «Эти духи могут принимать форму животных и даже людей. Куй может жить и в тигре-людоеде. Множество китайских сказок и легенд связаны с куй — животными, которые могли превращаться в людей, особенно в красивых женщин, и в таком виде вред`или людям. Куй могли жить в старых деревьях, в одежде, в предметах мебели, в горах и камнях. Каждый листок, сорванный ветром, мог быть куй... Если человек сходил с ума, считалось, что в нем поселился куй» (Latourette. 1934. Р. 163). Среди куй есть демоны-лисы, которые вселяются в людей, и те болеют, сходят с ума или умирают. Иногда лиса может принимать облик красивой молодой женщины (Day. 1940. Р. 42).

Защитниками от злых духов для китайцев всегда были духи предков, достигшие духовного освобождения (De Groot. 1912. P. 178). Также их охраняли и духи-помощники. Дэй пишет (Day. 1940. Р. 46): «Есть менее известные духи Сюй Син Шань Гуань и Си Фу Шань Гуань, которых можно позвать, чтобы они обнаружили демонов; уничтожающий демонов Син Цзай Цю и пять мудрецов Сцн Цзай By Шен, которые отводят неудачи и злую судьбу, или Сяо Цзай Да-Шен, которые помогает избежать несчастья... Очень сильным мастером по изгнанию демонов считается Чжун Куй, его обычно изображают как гневного мощного гиганта с мечом в момент 1 убийства демона. Он входит в небесное управление по экзорцизму (Чжу Се Юань), и его часто связывают с богом Пан Гуанем, как управляющего демонами».

У китайцев есть много богов-хранителей, которые защищают людей в повседневной жизни. Например, есть 1 божества — хранители определенной местности Ту Ти и 1 хранитель городских стен Чэн Хуан. Над ними есть боги ` грома Лэй Цзу, огня Хуо Тэ и дождя Лун Ван. Лун Ван — Г это король драконов, в честь которого построено много ! храмов, а драконы —один из основных элементов в I` символике Китая. Тем не менее, над ними есть еще боги i планет, — например, бог Юпитера и времени Тай Сюй, I богиня луны Тай