Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 27 ------

Гоур Говинда Свами - Гуру-Даршана - Страница 27

является передо мной в

облике Махапрабху, у Него никогда не бывает павлиньего пера».

«Вход бесплатный!»

Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа каждый день давал лекции, которые

продолжались от двух с половиной до четырех

Считается, что тот, чье тело сжигают на улице Сваргадвар близ Индийского океана в городе

Джаганнатха Пури, возносится на райские планеты.

90

:

ШРИШРИ ГОУР ГОВИНДА-ВИЛАСА

часов. Однажды утром он говорил четыре часа. Сразу после лекции к нему в дом

пришел ученик и сказал: «Сегодня была такая долгая кришна-катхаЫ В ответ Гоур

Говинда Махараджа просиял: «Это не мои слова, баба, это слова Махапрабху, и

Ему есть много о чем сказать. Я просто Его рупор. Он шепчет мне гораздо больше,

но я не в силах передать все».

Как-то раз во время проповеднического тура по Австралии Гоур Говинда

Махараджа объяснял один стих из «Шримад-Бхага-ватам» на протяжении четырех

дней, давая трехчасовые лекции утром и вечером. А когда в некоторых храмах его

пытались ограничивать во времени, он чувствовал, будто ему наступали на горло -

ведь это означало попытку ограничить «Шримад-Бхагава-там». Б таких случаях он

говорил: «Не может быть и речи о получасе или сорока пяти минутах. Чтобы

объяснить один стих из "Бхагаватам" должным образом, потребуются месяцы и

месяцы непрерывной Кришна-катхи. Если я не говорю о "Бхагаватам", такой день

нужно считать очень неблагоприятным для меня. "Бхагаватам" - моя жизнь и

душа».

Любой, кто приходил на его лекции, был зачарован его кригина-катхой. Перед ее

началом преданным приходилось бороться друг с другом за право сидеть рядом с

Гуру Махараджей. По окончании лекций они тоже сражались за место около него,

чтобы не пропустить ни слова. Гоур Говинда Махараджа называл это хари-мадирой

- опьяняющим нектаром хари-катхи. Он часто любил повторять: «Материалисты

зазывают всех к себе - ешьте, пейте, танцуйте, развлекайтесь с женщинами. Мы

тоже можем объявить - ешьте, пейте и танцуйте, вход бесплатный!»

52

Глоссарий

Адхибхаутика - страдания, причиняемые живыми существами. Адхидайвика -

страдания, причиняемые неживой природой.

Адхьятмика - страдания, причиняемые собственным телом и умом.

Айодхья - царство Господа Рамачандры.

Анартха - качество, препятствующее развитию бхакти.

Апракрита - «нематериальный», относящийся к духовному ми-

РУ-

Арчанам - поклонение Божеству.

Ачарья - тот, кто учит собственным примером; выдающийся духовный лидер.

Ашвини-кумары - лекари полубогов. Баба - обращение к мужчине в Индии.

Брахмаджьоти - безличное сияние тела Господа.

Брахмалока - планета Господа Брахмы, самая высшая область материальной

вселенной.

Брахман - священнослужитель. Брахмачари - ученик, соблюдающий целибат.

Бхаджана- духовная практика, поклонение Кришне с целью развить любовь к Нему

в определенном настроении.

Бхакта - см. вайшнав.

Бхакти - путь развития любовных взаимоотношений с Господом.

Бхакти-йога - см. бхакти.

Бхакти-лата - «лиана преданности»; аллегорическое сравнение

92

ГЛОССАРИЙ

постепенного развития премы с лианой, растущей из материального мира и

достигающей Толоки Вриндаваны.

Бхакти-лата-биджа - семя бхакти-латы; настроение служения Кришне, которое дает

гуру.

Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) - основатель Международного

Общества сознания Кришны. Перенес науку о Кришна-бхакти за пределы Индии и

распространил это учение по всему миру. Духовный учитель Шрилы Гоур Говинды

Свами Махараджи.

Бхактивинода Тхакур (1838-1914) - отец и духовный наставник Бхактисиддханты

Сарасвати Госвами; в вечных играх Господа Кришны - Камала манджари.

Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа (1898-1968) - ученик

Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи, санньяса-гуру Бхактиведанты

Свами Прабхупады;

Бхактисиддханта Сарасвати Госвами (Махараджа) (1874-1937) -духовный учитель

Бхактиведанты Свами Прабхупады; в вечных играх Господа Кришны - Наянамани

манджари.

Бхикша - подаяние.

Бхимасена - герой эпоса «Махабхарата», сын бога ветра Ваю; самый сильный из

братьев Пандавов.

Бхуванешвар - священный город, часть Джаганнатха Пури Дха-мы. Посещение его

является обязательным для паломника, идущего в Джаганнатха Пури.

Ваидхи-бхакти - метод духовной практики, основу которого составляет

вдохновение, почерпнутое из наставлений гуру и писаний. Лейтмотивом его

53

является страх и благоговение перед Господом.

Вайдхи - см. ваидхи-бхакти.

Вайкунтха - «без тревог»; духовный мир, где нет беспокойств материального мира.

Вайшнав - преданный Господа Вишну, или Кришны. Вайшнава-апарадха -

оскорбление вайшнава.

Вайшнава-гана - общество вайшнавов (как прошлого, так и настоящего).

93

ГУРУ-ДАРШАНА

Вайшпав Тхакур - почтительное обращение к вайшнаву высшего уровня.

Ванапрастха - отреченный уклад жизни, отход от активной материальной

деятельности; подготовительная стадия для принятия саннъясы.

Вандаиам - вознесение молитв.

Видура - герой эпоса «Махабхарата»; великий преданный Господа Кришны,

известный в династии Куру как мудрый брат Дхри-тараштры. Сын Вьясадевы и

шудрани (служанки).

ВишванатхаЧакравартиТхакур (1636/54 1755) -великий ачаръя в гаудия-сампрадае,

автор множества произведений о науке бхак-ти; в вечных играх Господа Кришны -

Рупа манджари.

Вриндаван - священный город, место детских игр Господа Кришны.

Вриндавана-дхама - проекция Голоки Вриндаваны в материальном мире.

Вьяса - литературное воплощение Господа; автор ведических писаний.

Вьясадева-см. Вьяса.

Вьяса-пуджа-церемония поклонения гуру в день его явления. Гауда-деша -

Навадбипа-дхама и ее окрестности. Гаудия-вайщнав - последователь Господа

Чайтанъи.

Гаудия-вайшнавизм - учение Господа Чайтанъи о совместном воспевании святых

имен Господа как основном методе духовной практики в нынешнюю эпоху.

Гаудия-сампрадая - см. Гаудия-вайшнавизм. Гаура-бхакта - преданный Господа

Чайтанъи.

Гауракншора даса Бабаджи Махараджа (?-1915) - духовный учи тель

Вхактисиддханты

Навигация:

Страница 29
Страница 28
-- Страница 27 --
Страница 26
Страница 25