Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Гопал Кришна Госвами - Глазами писаний - Страница 5

то наверняка сказали: "Для меня это невозможно". Но сегодня, обернувшись назад, мы осознаем, что то, что было когда-то немыслимым, стало реальным. Подобным образом, хорошие качества можно развить, если продолжать заниматься преданным служением.

Кришна говорит, что нужно одинаково относиться к друзьям и недругам. Конечно же, преданный никого не считает своим противником. Другие могут считать преданного своим врагам. Материальное общество делит людей на друзей и врагов: "Ты - мой друг, а ты - мой враг. Если ты не согласен со мной, то ты мой враг. А если поддерживаеть меня, то ты мой друг". Отец Прахлады Махараджа был царем. Он хотел, чтобы и его сын научился искусству отличать врагов от друзей. Учителя Прахлады старались обучить его жить согласно принципу "разделяй и властвуй". Но Прахлад сказал: "Мой дорогой отец, меня это не интересует. У меня нет врагов, все - мои друзья".

Преданный одинаково относится к друзьям и врагам, вообще ко всем. Разумеется, преданный одинаково почтителен со всеми, но больше расположен к преданным. Как, например, Кришна одинаково относится ко всем, но все равно, Он больше благоволит к тому, кто принимает у Него

прибежище. Кришна говорит: "Как они вручают себя Мне, так Я их и вознаграждаю".

Затем Кришна говорит о невозмутимости в чести и бесчестье. В материальной жизни каждому приходится сталкиваться и с похвалой, и с поношением. Человек может быть могущественным политиком, бизнесменом или еще кем-то, но сегодня его мо)ут превозносить, а завтра бесчестить. Как Шрила Прабхупада отмечает в комментарии, преданный трансцендентен к славе и позору, к счастью и несчастью. Сегодня его могут прославлять, а завтра - осмеивать. Такова материальная жизнь. Сегодня чувствуешь себя царем всего мира, а завтра -- совершенно никчемным. Кришна говорит, что нужно одинаково относиться к славе и бесславию, почету и бесчестью. Если вайшнава прославляют, он не привязывается к этому, не начинает гордиться. Преданный знает, что счастье и несчастье, позор и слава в свое время приходят и в свое время уходят, как зима и лето.

Затем Кришна говорит о свободе от тлетворного общения и влияния. Оскверняет общение с материалистами, с теми, чьи умы постоянно медитируют на чувственное наслаждение и материальные вещи. На практике невозможно избежать такого общения, поскольку вокруг так много непреданных. Если бы все наши соседи были преданными, если всеми предприятиями руководили бы преданные, всеми школами заведовали бы преданные, тогда оскверняющего общения можно было бы с легкостью избежать. Но ситуация такова, что нам всем приходится сталкиваться с непреданными. Коллеги по работе могут быть грубыми материалистами. Соученики могут быть грубыми материалистами. Мы ходим распространять книги, проповедовать, нам довольно часто приходится соприкасаться с непреданными. Нам советуют избегать материального общения. Как же оставаться свободным от оскверняющего общения вопреки неизбежности такого общения? Ограничив его до минимума. Приходится контактировать с людьми мирского склада, как правило, либо на работе, либо во время проповеди, Кто-то торгует тортами или пирожками, помагая содержать храм. Кто-то распространяет книги, кто-то занимается бизнесом или учится. Мы прибегаем к общению только в той степени, в которой это необходимо, и не более того. И когда это происходит, мы внутренне должны молиться гуру. Кришне или Шриле Прабхупаде, чтобы они сделали нас инструментом в их руках, чтобы мы могли спасти эту обусловленную душу от повторяющихся рождения и смерти. В "Бхагавад-гите" приводится пример листа лотоса, который находясь в воде, не смачивается сю. Преданный пребывает в материальном мире, но, практикуя сознание Кришны, избегает влияния материального мира, подобного пасти кошки.

Паст ь матери для котенка - это прибежище. Но для мыши - это дыхание смерти. Одна и та же пасть. Вы. вероятно, видели, как кошка тащит в своих зубах котенка. И котенок чувствует себя полностью иод защитой: "Мама меня несет". А мышка, завидев пасть кошки, воспринимает ее иначе: "Пришла моя смерть".

Практикуя сознание Кришны, мы учимся тому, как живя в материальном мире, не попадать под его влияние. Общение оказывает воздействие на наш духовный прогресс. Вот почему священные писания подчеркивают важность и необходимость духовного общения. Нельзя забывать об этом. Есть поговорка: "Скажи мне кто твой друг; и я скажу кто ты". Когда человек находится в хорошем обществе, он совершает быстрый духовный прогресс. Если общается со слабыми деградирует. Иногда в среде преданных наблюдается тенденция держаться общества тех, кто всегда критикует или придирается к другим. Выслушивающий все это также оскверняется. А иногда у преданных вырабатывается привычка общаться со стойкими преданными. Они будут продвигаться духовно наверняка. Шрила Прабхупада частенько говаривал, что наше восприятие должно быть подобно восприятию пчелы, а не мухи. Пчелу привлекает чистая обстановка, а муху - испражения. Преданный должен уподобиться лебедю, а не вороне. Лебеди любят чистое окружение. В загрязненной среде лебедей не увидишь. Но ворону никог да не встретишь в чистом месте, ведь ее привлекает мусор. Следует искать обшения с теми, кто более продвинут.

В четвертой песне Шримад-Бхагаватам Нарада Муни описывает три вида общения. Он объяснял их сущность великому преданному Дхруве Махарадже. Мы общаемся с более продвинутыми, с продвинутыми в равной степени и с менее продвинутыми. Если

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3