тогда
Кришна берется учить? Если это так естественно, зачем Кришне учить Арджуну?
Это совершенно неестественно. Вы должны получить знание от того, кто знает
больше вас. Иначе, какой смысл в том, что Кришна учит Арджуну? Арджуна был
растерян. Он не мог понять, сражаться ему или нет. Каждый из нас находится в
таком положении. Мы растеряны, нам нужно руководство. До уровня животных
форм жизни все идет естественно, но в человеческой жизни есть свобода
выбора. Вы выбираете то, что вам нравится. Если вам нравится Кришна, вы
отправитесь к Кришне. Если вам нравится что-то другое, вы идете туда. Это
ваш выбор. У каждого из нас есть крошечная назависимость. В конце
|Бхагавад-гиты"(18.66) Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам
шаранам враджа |Просто предайся Мне, отдай Мне все". Если это так
естественно, зачем же Ему говорить: |Делай так"? Это не естественно, нужно
учиться. Вот почему человеку нужен такой духовный учитель как Кришна или Его
представитель".
Каждый вечер Шрила Прабхупада проводил программы. Одна проходила на
факультете богословия в Гарварде, а другая в Бостонском колледже. В конце
каждой лекции Прабхупады всегда был киртан, но киртан в Бостонском колледже
произвел на меня особенно сильное впечатление. В конце аудитории стояли
стулья, на которых обычно сидели студенты и преподаватели, а впереди было
пустое пространство, там, став в круг, танцевали преданные. Когда я пел и
танцевал, меня переполняла любовь ко всем присутствующим в комнате, и оттуда
эта любовь разливалась на окрестности Бостона, на все Соединенные Штаты и на
всю Вселенную.
Я никогда не испытывал ничего подобного, меня так переполняли чувства, что
после киртана я подошел к Шриле Прабхупаде. Я никогда до этого к нему не
обращался, но, будучи в приподнятом настроении, я подошел к возвышению, где
сидел Прабхупада. Когда я приблизился к нему, то почувствовал что попал под
влияние духовной энергии. Я посмотрел на Шрилу Прабхупаду и сказал: "Это
воспевание изумительно". Шрила Прабхупада засмеялся, его тело задрожало. Я
понял, что он испытывает духовный экстаз. Он бросил на меня радостный
взгляд, его лицо расплылось в широкой улыбке, и он сказал: "Большое
спасибо".
Так прошло две недели. И однажды Шрила Прабхупада и преданные стали
готовиться к отъезду. Я спросил: "Что происходит?" Преданные ответили:
"Шрила Прабхупада уезжает". Я подумал: "Как это Шрила Прабхупада уезжает?
Почему? Куда он поедет?" Я не знал о том, что ИСККОН существует где-то еще
кроме Бостонского храма. Я спросил, могу ли я поехать в аэропорт, и
преданные сказали, что могу.
В аэропорту почти все преданные плакали. До этого я был уверен, что в
сознании Кришны все совершенно: совершенный духовный учитель, совершенная
философия, совершенный метод воспевания, совершенная духовная пища,
прасад--все было совершенным. Но тогда я подумал: "Может быть, это и есть
недостаток: Шриле Прабхупаде нужно уезжать". Глядя на плачущих преданных, я
спросил Арундхати: "Почему преданные плачут?" Она ответила: "Шрила
Прабхупада сказал, что в духовном мире, в духовных отношениях встреча не
отлична от расставания--и то и другое экстаз". Ответ выглядел совершенным,
но сомнения так меня до конца и не покинули.
Прабхупада поднялся на борт, но преданные все стояли. Они не двигались с
места. Даже после того как самолет взлетел, они стояли и смотрели в окно на
улетающий самолет. Я спросил Арундхати: "Что происходит?" Она ответила:
"Шрила Прабхупада сказал, что когда духовный учитель улетает, мы должны
провожать самолет, пока он не скроется из виду, как гопи провожали колесницу
Кришны, когда Он уезжал из Вриндавана в Матхуру, пока она не скрылась из
виду".
После отъезда Шрилы Прабхупады я продолжал общаться с преданными, и вскоре
переехал в храм. Но сомнение не проходило: "Может быть, это и есть
недостаток сознания Кришны: что духовному учителю приходится уезжать?"
Как-то раз мы воспевали перед станцией метро Копли, и вдруг, совершенно
неожиданно, я почувствовал присутствие Шрилы Прабхупады. Я понял: "Да, он
действительно здесь. Преданные говорят правду. На духовном уровне нет
разницы между встречей и расставанием--оба этих события экстаз".
В декабре, после путешествия в Колумбус, Нью-Вриндаван, Лос-Анджелес,
Сан-Франциско, Гамбург и Лондон, Шрила Прабхупада вернулся в Бостон. За это
время мы купили трехэтажный особняк, первую собственность ИСККОН, на 40
Северной Бекон стрит, и Шрила Прабхупада сказал, что преданные ИСККОН Пресс
должны приехать и начать там свою работу. Шрила Прабхупада был очень
счастлив, что у нас появилось своя типография, что его книги печатались в
нашем собственном здании. Он лично обошел все издательство, осмотрел на все
отделы и оборудование, встретился с преданными, которые там служили, и
остался очень доволен. Когда он уехал, и преданные убирали на его столе, они
нашли коротенькую, написанную от руки записку, в которой он благодарил
преданных (Брахмананду, Сатсварупу, Адвайту и Гирираджа) за то, что они
основали типографию. Он очень хотел, чтобы его книги печатались и
распространялись. Но, в то же время, он беспокоился и о духовной жизни
преданных.
После отъезда Шрила Прабхупада из Бостона, на большую часть следующего года
лидеры Движения увлеклись заработком денег. Сразу же после завтрака
преданные должны были покидать храм и возвращаться обратно только поздно
ночью. Нам едва хватало времени повторять свои круги. Вечерней программы не
было. Мы возвращались так поздно, что с трудом просыпались рано утром. Шрила
Прабхупада был тогда в Лос-Анджелесе. Он понял, что происходит, и ввел
несколько правил, чтобы очистить Движение. Во-первых, он сказал, что
преданные должны возвращаться с санкиртаны к пяти или шести часам и идти на
вечернюю программу в храме. Затем они должны отдыхать, рано вставать и
приходить на утреннюю программу. Далее, он не хотел, чтобы