Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 43

помощью мудрецов провел для малышей все необходимые в соответствии с предписаниями Вед очистительные обряды. Господь Вьяса лично обучил детей многим полезным наукам. Что же касается воинского искусства, то Бхишма отдельно для Панду преподал науку владения астрами, т. е. разного рода магическим оружием.

Все трое выросли очень разумными юношами, всесторонне преуспевшими в самых разнообразных науках и искусствах. Но в особенности среди них прославился за свою ученость Видура, считалось, что он ведает буквально обо всем на свете. В свою очередь Панду уже в юности заметно превосходил всех остальных героев Куру в воинском мастерстве. Он владел любыми видами оружия, а с луком и стрелами в руках был способен единолично противостоять всем воинам мира!

№5 Известно, что Вичитравирье служил необычайно искусный колесничий по имени «Гавальгана», у которого родился замечательный сын Санджая, возымевший власть над позывами плотских чувств. В Санджае воплотился Тумбуру, предводитель небесных певцов-гандхарвов, и опять же в нем одновременно пребывал полубог из сонма ветров, марут Удваха.

Примечание: Имя «Гавальгана» изначально происходит от причастия гавадгана — «быстрый в езде». Также оно является частью причастия бхагавад-гана, указывающего на того, кто «почитает Бога (Бхагавана) своим Господином».

№6 Санджая стал учеником Вьясадевы и обладал он не только теоретическими познаниями, но и редкостной смекалкой. С детства он стал близким другом всех троих выше перечисленных отпрысков царского рода Куру, но в особенности он был предан Дхритараштре. Несмотря на свою слепоту, Дхритараштра со временем удостоился царского трона, перешедшего ему по праву старшего наследника. И добросердечный Санджая всегда был исполнен заботливой любовью к своему лишенному зрения господину.

Семейная жизнь сыновей Вьясадевы и события вокруг нее

№7 Будучи первенцем, Дхритараштра унаследовал трон и затем женился на Гандхари, дочери царя Субалы из провинции Гандхар.

У принцессы Гандхари имелся младший брат, Шакуни, в облике которого воплотился демон Двапара, ранее бывший управителем эпохи Двапара-юги. Шакуни олицетворял собой два вида порока безбожие (настикья) и отвратительные, мотиви-

рованные грехом поступки (кутсита-карма).

Примечание: Вадираджа Тиртха комментирует этот текст следующим образом. «Двапара» значит тот, кто насаждает две причины иллюзии: ложное знание и греховное лукавство. Оба порока сообща уводят

человека от понимания истины, порождая в нем иллюзию и сомнения, которые, в конечном счете, ведут к забвению Бога и совершению греховных поступков.

Разбирая поступки Шакуни, можно увидеть, как он с помощью интриг сначала породил сомнения в разуме царя Дхритараштры, затем привил ему принципы безверья и, наконец, пробудил в нем вкус к греховным поступкам, таким как обман при игре в кости, и прочим.

Ранее Шакуни являлся демоническим управителем третьей эпохи, Двапара-юги, которая, судя по её названию, должна была наступить второй по счету, но так и не наступила. Следовательно, уже в самом имени «Двапара» кроется определенная двусмысленность, сбивающая человека с толку и подталкивающая разум к сомнениям.

ДО У царя Шурасены (отца Васудевы и деда Кришны) родилась дочь по имени «Притха», наделенная добрым нравом и прилежным характером. Но впоследствии он отдал ее на воспитание своему другу, царю Кунтибходже (двоюродному брату Шурасены, сыну его тёти по отцовской линии), который не имел собственного потомства. С тех пор Притха получила второе имя — «Кунти». Она вышла замуж за Панду, приходившегося ей мужем уже в прошлой жизни.

Примечание: «Сиддхи» и «Дхрити» — таковыми были в прошлых воплощениях имена царевен Кунти и Мадри, преданных жен Панду.

В древние времена в ряде государств существовала традиция величать их царей и цариц именем самой страны. В описанном здесь случае имя страны — «Кунти» указывало на ее процветание и неприступность перед врагами.

ДО-150 Кунтибходжа являлся воплотившимся на Земле марутом, полубогом из сонма ветров по имени «Курма». Он лично занимался воспитанием дочери. И однажды в его дом пришел мудрец Дурваса, бывший воплощением самого Шанкары (Шивы), великого полубога, олицетворяющего принцип эго — аханкару. Хотя Дурваса обычно играл роль умиротворенного аскета, его эгоизм порой изливался наружу, от чего Дурваса становился раздражительным и гневливым.

Дурваса попросил царя: «Позволь мне пожить у тебя во время сезона дождей».

И Кунтибходжа ответил: «О мудрец! Если ты обещаешь оставаться довольным посильным служением моей дочери, то живи у нас и будь счастлив!»

Дав знак согласия, Дурваса произнес священный слог «Ом». Тогда отец велел Кунти постоянно прислуживать уважаемому мудрецу.

151-152 Не смотря на вспыльчивость его характера, Кунти принялась с верой служить Дурвасе делом, словом и умом, да с такой прилежностью, какой не найти в целом свете среди обычных слуг.

В то время Кунти едва исполнилось тринадцать лет. Поскольку Дурваса счел для себя удовольствием оставаться в их доме целый год, всё то время Кунти постоянно служила ему с беззаветной преданностью. В конце года чрезвычайно довольный Дурваса решил отблагодарить милую девочку. Он преподнес ей в дар секретную мантру, или гимн, с помощью которого можно было призвать с небес любого из богов и обрести от него божественного сына.

153-154- После ухода Дурвасы, Кунти решила испытать действенность полученной ею мантры. Она совершила ритуальное омовение и, сосредоточенно воспевая гимн, воззвала к имени бога Солнца. В то же мгновение он, озаренный мириадами лучей, возник перед ней.

Кунти очень смутилась и в великом волнении принялась уверять почтенного небожителя, что мантра была

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41