Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 200 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 200

как, например, учитель Дрона и его сын Ашваттхама, сыграли важную роль в исполнении воинской миссии, вершимой Господом Кришной на этой планете.

В другие эпохи Господь приходит в мир с миссией распространения духовного знания, и тогда Его близкими помощниками становятся ученые брахманы, способные быть учителями и успешными проповедниками.

Следует помнить, однако, что все истинные кшатрии используют свою великую силу исключительно ради воплощения воли Бога на Земле. Дабы восстановить в мире справедливость посредством применения силы (бала-карья), Властелин судеб мира, Джанардана, являет Себя в таких Своих формах как Кришна и Рамачандра. А с целью распространить знание (гья-на-карья), Господь приходит как Даттатрея, Вьясадева и в иных образах.

25-29 Очень важно уметь различать полные воплощения Господа, которые суть таковы: Матсья — «Рыба»; Курма — «Черепаха»; Вараха — «Боров»; Нрисимха — полу-лев, полу-человек; Вамана — «низкорослый» сын матери Адити; Парашурама; Рамачандра; Кришна; Будда; Вьясадева; Капила; Даттатрея; Ришабха-дэва; Шишумара — Господь, обитающий на Полярной звезде и представленный на небе в форме Млечного пути; Ягья — сын прародителя Ручи, ставший Индрой в Сваямбхува-манвантару; Нараяна, Хари и Кришна — три сына Дхармы и его жены Мурти (Хари являлся Упендрой, младшим братом Индры в Сваямбхува-манвантару; Кришна был Упендрой в Тапаса-ман-вантару; Нараяна — это знаменитый Нараяна-риши, вершивший подвижничество в Гималаях с Его братом Нарой); Тапаса Ману — сын Приявраты от его второй жены «Тапа»; Махи-даса — Он же Айтарея, провидец, явивший миру писание «Айта-рея-упанишад»; Хамса — «Лебедь», явившийся перед Брахмой; Мохини — Господь в облике очаровательной «Девушки»; Хаягрива — Господь с головой лошади; Бадаба-вактра — Господь в женском обличии с лицом лошади; Калки; Дханвантари и некоторые другие. Все перечисленные здесь аватары являются

о-

Философская часть - глава вторая

полными проявлениями Бога, Вишну, и, следовательно, Они равно совершенны во всех отношениях. Они исполнены высочайшего знания, силы и прочих достоинств!

Примечание: Тапаса Ману иногда упоминается какТамаса Ману в иных писаниях.

Некоторые из упомянутых здесь аватар Бога мало известны, например, «Бадаба-вактра». В комментарии к «Чхандогья-упанишад» Мадхва пишет: вачи самстхаш ча стрй-рупо хайашйршаках — «Господь Хаягрива, властелин Вед с головой лошади, уполномочивает Вак (богиню речений Вед), проявляясь внутри неё в Своем женском облике».

Кроме того, схожим именем «Бадава-агни» называют вулканический огонь, дремлющий в глубинах океана, источником которого признан Господь Нрисимха.

В Шанти-парве «Махабхараты» (351.61) содержится следующая история: «Некогда Сам Господь Нараяна принял облик мудреца по имени „Бадава-мукха“ („лошадиный лик“), вершившего подвижничество на склонах горы Меру. Однажды тот мудрец позвал к себе океан, однако последний проигнорировал его просьбу. Тогда рассерженный Бадава-мукха стал жечь океанские воды огнем своего аскетизма, отчего океан начал потеть. В результате образовалась соль, которая с тех пор считается потом океана».

Вадираджа Тиртха комментирует, что в текстах Пуран иногда встречаются неточности такого рода, что какие-то авеша-аватары Бога (например, Махараджа Притху и др.) провозглашаются полными Его аватарами. В следующих текстах Мадхва разъясняет этот вопрос.

30-3* Кроме того, Господь вкладывает Свою энергию или буквально входит {авеша) в следующих выдающихся личностей:

Шри Лакшми, Брахма, Шива, Шеша, Гаруда, Индра, Кама и его сын — Анируддха, Сурья — бог Солнца, Чандра бог Луны, Брихаспати — учитель богов, Дхарма, а также в жен всех вышеперечисленных небожителей. Вдобавок, Господь проявляет Своё могущество в Дакше и других прародителях, во всех Ману и их сыновьях; в семи главных мудрецах вселенной, риши в премудрых Нараде и Парвате. Помимо прочего, авешу от Бога имеют: Кашьяпа; четверо Кумаров, возглавляемые Санакой, Вахни — бог огня; группы богов — Васавы, Вишведэвы, Рудры;

о-

Тайны «Ма^аЙ^раты». явленные учотеледо (пара - Шри МадЯвачарьей

императоры Земли — Бхарата, Картавирья, Притху, Гая и прочие; братья Рамачандры — Лакшмана, Бхарата, Шатругхна; Баларама; сын Рукмини — Прадьюмна с его же сыном Ани-руддхой; мудрец Нара, Арджуна и другие подобные герои. Также небольшую авешу Хари носили в себе Вали, Самба, Карна, Дрона и некоторые другие герои-воины.

35 Итак, в то время, когда Господь Хари являл Свою верховную воинскую силу, став Рамой и Кришной, Его ближайшими соратниками (антар-анга — непосредственными воплотителями воли Бога), также явившими несравнимую силу, стали Хануман и Бхима. В них обоих проявился главный Ваю, который в будущем непременно станет следующим Брахмой. Ибо таково извечное правило: помимо Ваю нет иной, более достойной личности для занятия поста Брахмы.

36-3* Что же касается женщин-богинь, то наличие в них совершенной красоты само по себе подразумевает присутствие и других достоинств, таких как бхакти, преданность Господу. Но, конечно, внешняя красота — это лишь поверхностный критерий оценки, тогда как наличие благих достоинств, кульминацией которых и является бхакти, не всегда становится возможным сразу распознать в женщине. Секрет оценки заключается в том, что женская красота должна быть отмечена тридцатью двумя признаками телесного совершенства, и лишь в таком случае по наличию данной красоты можно заключить о том, что бхакти и другие благие достоинства, несомненно, проявлены в конкретной героине.

36 И, напротив, красивое женское тело, лишенное 32-х признаков совершенства, определенно, не свидетельствует о добрых достоинствах её обладательницы. Примером тому могут послужить женщины демонического склада — их внешность зачастую становится прелестной вследствие обладания мистическими силами или вследствие неких особых благословений свыше. Однако при отсутствии