Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 180 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 180

состоится дружеская игра между племянниками, но когда вместо Дурьйодханы на состязание вышел искусный игрок Шакуни, стало ясно, что все мероприятие представляло собой явную злокозненную интригу. Однако, Юдхишт-хира, являя свой покладистый характер, не стал протестовать и даже не попытался послать на игру вместо себя более опытного игрока.

324-325 Хотя Бхима с братьями, а также Видура просили Юдхиштхиру не поддаваться слепому азарту, он совершенно увлекся игрой и вскоре поставил на кон все свое богатство. Его соперник Шакуни, уроженец Гандхары, являлся чрезвычайно искушенным игроком и непревзойденным шулером, и потому он легко обыграл Юдхиштхиру.

■я

Юдхиштхира приступил к роковой игре в кости с Шакуни

Тогда первенец Панду поставил на очередной кон своего младшего брата Накулу. Ставка была проиграна, но Юдхиштхира не остановился даже на этом. Словно одержимый, он проиграл в игре в кости одного за другим всех — Сахадеву, Арджуну, Бхиму, Драупади и даже самого себя.

Лраупада претерпевает насилие и (полит о защите старейшин собрания, осуждая произошедшее нарушение д5даы; Б5укпа порицает Юд5$ишт5$иру и порывается восстановить справедливость (петододо силы

326-327 Наконец, довольный победой Суйодхана приказал своему колесничему Пратиками привести в собрание доставшуюся ему в результате игры Драупади. Колесничий пришел к Драупади

и объявил ей: «Ныне ты проиграна в игре. Сейчас же собирайся и приходи в царское собрание в услужение к своим новым господам!»

Однако Драупади отвечала: «Имеется одна причина интимного характера, о которой женщины не говорят вслух, но именно она не позволяет мне выйти сегодня в собрание Куру, где заседают столь высокочтимые старейшины».

Когда колесничий вернулся ни с чем, Дурьйодхана подумал, что тот страшится гнева Бхимы и потому не решается на необходимое силовое воздействие. Тогда он послал за Драупади своего младшего брата Духшасану, славившегося непомерным жестокосердием. Не смотря на то, что Драупади пребывала в нижнем белье вследствие наступившего у нее периода менструации, отпетый грешник Духшасана притащил ее за волосы в зал собраний, совсем не устыдившись содеять подобное насилие над женщиной, даже в присутствии собственной матери.

ЗД-329 Тогда Драупади воззвала к Бхишме и другим почтенным старейшинам: «Как возможно, что вы — защитники справедливости, позволяете вершиться сему беззаконию?! Как могло случиться так, что азартная игра, в сути своей являющаяся мошенничеством, возымела ныне решающее право, поправ собою подлинную дхарму, исконные законы справедливости?!

Итог порочной игры в кости никак нельзя признать окончательным вердиктом справедливости! В особенности сей закон строг в отношении царей, вершителей судеб человеческих, ибо они призваны являть всему миру пример, достойный для подражания, а именно — религиозность, рассудительность и ответственность в людских поступках.

Примечание: Противники в игре в кости бросают на доску кубики, сделанные из кости, стараясь таким образом набрать на них наибольшее число очков для победы. Причем, существуют изощренные шулерские техники, с помощью которых возможно, так или иначе, подтасовывать результаты игры. Исход такой игры никак нельзя рассматривать в качестве вердикта справедливости.

330-332 Сказано: те, кто не поучают подопечных в отношении блага следования закону справедливой дхармы, не могут оставаться старшими! А собрание, в котором нет председательства старших, пекущихся о благе сограждан, никак нельзя причислить к почтенному!

Скажите, каким образом я могла быть проиграна мужем в игре до тех пор, пока он не проиграл самого себя? Ведь мудрецы древности ясно постановили: социальный статус жены характеризуется неотделимостью ее доли от доли мужа. Если же муж волею судьбы становится чьим-либо слугой, жена может быть только помощницей в его работе и, ни в коем случае, не становится бесправной служанкой нового хозяина мужа. Даже если муж побежден и превращается в раба, победитель не имеет права эксплуатировать жену слуги как собственную рабыню».

Примечание: Если бы события пошли по иному руслу и Юдхиштхира проиграл первым себя, то даже тогда он не имел бы права ставить на кон Драупади. Ведь проигравшийся муж теряет власть над самим собой, и у него нет более допуска к продолжению каких либо состязаний. Тем более что, как объяснено в данном тексте: ничья жена не может быть превращена в рабыню постороннего человека. Таков очень важный исконный закон, регламентирующий права и обязанности всех женщин.

333-336 Однако даже после того, как Драупади произнесла столь убедительную речь, Бхишма и другие старейшины рода не освободились от иллюзии, насланной на них порочным Кали. Они лишь тихо сказали Драупади: «Слушай то, что повелит тебе сын Дхармы».

Таким образом, никто из старших не осудил поведение Дурь-йодханы. Видя это, добронравный Видура преисполнился негодованием и воскликнул: «Священная дхарма определенно нарушается здесь!» Но его возмущенное заявление не было принято во внимание Дхритараштрой с сыновьями. Тогда Видура горестно воздел руки вверх, являя богам свое бессилие перед вершившимся беззаконием, и затем обратился к Драупади: «Тебя выиграли нечестно! Увы! — Великое беззаконие поселилось ныне в этом дворце!»

Ш Услышав такие стенания Видуры, младший сын Дхритара-штры, Викарна, хоть и был в душе демоном, однако воскликнул, притворно инсценируя возмущение: «Так это же вопиющее нарушение дхармы!»

Следует отметить, что в данной ситуации Викарна имел в сердце своем тайный умысел прослыть знатоком заветов религии, и необходимо признать, что в некоторой степени это ему удалось. Однако находившийся рядом с Викарной силач Карна не замедлил приструнить