Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Неуверенность Уверенность - Страница 1

НЕУВЕРЕННОСТЬ

То понимание, которое не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать и которые совершать не следует, принадлежат к гуне страсти. (БГ 18.31).

Неуверенность в учителе рождается из гуны страсти. Неуверенный учитель не совсем ясно передает ученикам то, что он от них хочет. Если же он так действует, то не подкрепляет свои слова соответствующими действиями. Он часто оказываеся в замешательстве, сталкиваясь с неподобающим поведением детей. Такой учитель неуверен в себе и своих возможностях, и он, в основном, чувствует себя бессильным в решении проблем с поведением некоторых из учеников. Дети быстро усматривают в учителе недостаток уверенности, и некоторые из них пользуются этим, насколько это возможно. Нетвердые учителя расстраиваются, видя такой дух несотрудничества в своих учениках.

Неудовлетворенность, котрую испытывает учитель, - это его собственная вина. Он не может как следует отчитать детей за плохое поведение, а также поощрить их, когда они дейтвуют правильно.

Вместо того, чтобы немедленно устранить беспорядки, он говорит:

“Я хочу, чтобы ты действительно попытался прекратить воровство” (приложи усилия).

“Тебе следовало лучше подумать, прежде чем поступить таким глупым образом” (подумай, а затем действуй).

“Ты сейчас же прекратишь свою бессмысленную деятельность !” (улучши свое поведение).

“Ты должен чувствовать отвращение к своему воровству” (чувствовать раскаяние).

“Не попадайся мне больше на воровстве” (не попадись).

“Тебе следует знать, что если ты чего-нибудь хочешь, воровство - не путь получения этого !” (учись вести себя как следует).

“Почему ты всегда страдаешь из-за воровства ?”(обдумай причину).

Эти высказывания требуют от учеников только какого-то промежуточного неопределенного изменения их поведения. Хотя эти промежуточные цели и вполне преднамеренны, они все же не передают прямо ученику то, что учитель в действительности хочет: “Перестань воровать !”

Неуверенный учитель своими высказываниями передает сам факт, но не непосредственное требование чего-то. Он может сказать: “Ты опоздал, не так ли ?” Или он может спросить: “Почему ты опоздал ?”

Когда ненастойчивый учитель говорит “Прекрати драться”, он этим замечанием не подчеркивает важности того, что ученик должен изменить свое дурное поведение. А если же такой учитель угрожает чем-то, то все равно он не держит своего слова (в 7 главе подробнее описаны методы, эффективность и недостатки применения наказания).

Ненастойчивый учитель не принимает во внимание тот факт, что все его указания по поводу исправления поведения не выполняется. Желая избежать столкновений с учениками, он не реагирует на плохое поведение даже в случае недавно оговоренного правила, запрещающего такое поведение.

Такие учителя не отмечают положительное и примерное поведение и таким образом не вдохновляют учеников. В 8 главе обсуждается положительное поведение и его поощрение.

Итак, ненастойчивый учитель недостаточно уверен, что может исправить поведение учеников и не проявляет своей потенции, которой в действительности обладает. Он позволяет ученикам спорить с ним и часто через какое-то время сдается и терпит поражение. Цена, которую платит такой учитель за то, что он не придерживается основных правил работы с классом, проявляется в том, что он должен постоянно бороться с прихотями своих учеников. Они постоянно будут испытывать своего учителя, чтобы узнать, должны они ему на самом деле повиноваться или нет. Поскольку они не получают оценки со стороны учителя за достойное поведение, а они имеют на это некоторое право.

УВЕРЕННОСТЬ

“Утверждать” - значит “заявлять твердо, уверенно, ясно и решительно”. Уверенный учитель выполняет три вещи:

1) Он четко и ясно доводит до сведения учеников основные правил поведения в классе и сразу же дает знать, когда ученик неправ ильно себя ведет. Он также прямо говорит ученику, каких надлежащих действий он от него ожидает.

2) Он усиливает, если необходимо, свое влияние, предупреждая о наказании, и при необходимости подкрепляет слова действиями.

3) Он поощряет ученика, если это благоворно, за примерное поведение. Нелегко поддерживать порядок в классе, действуя таким образом, так как учителю надо постоянно находиться в гуне благости.

Тот, кто исполняет свой долг, свободный от влияния гун материальной природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в учпехе или поражении, останется действующим в гуне добродетели.

Комментарий: Тот, кто пребывает в сознании Кришны, всегда трансцендентален по отношению к гунам материальной природы. Он не ждет рещультатов от деятельности, возложенной на него, ибо стоит выше ложного эго и гордости. Тем не менее, он всегда полон воодушевления касательно завершения своей работы. Его не беспокоят взятые на себя трудности, он всегда полон энтузиазма. Он безразлично относится к успеху и неудаче, одинаково чувствуется себя как в горе, так и в радости. Такой человек действует в гуне добродетели. (БГ 18.26).

Уверенный учитель реагирует на нарушение дисциплины явным неодобрением и сообщает ученику то, что он от него требует.

О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту недостойную жалость и воспрянь, о ты, карающий врагов. (БГ 2.3)

Учителя должны следовать по стопам Господа Кришны: “Перестаньте драться в храмовой комнате ! Встаньте в строй сейчас же !”

“Я не разрешаю выкрикивать вопросы. Поднимайте свои руки !”

“Я не позволяю рисовать на уроке математики. Немедленно сядь и начни решать задачи !”

“Ты будешь сидеть на своем месте, сейчас же садись !”

“Не проталкивайтесь вперед к лампадке.

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 3
Страница 2