Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 9

мольбу о милости, смягчился и согласился стать духовным учителем великого ученого. Таким образом Шрила Бхактивинода Тхакур, отец, очень помог своему сыну надлежащим образом, со смирением приблизиться к лотосным стопам истинного духовного учителя.

Что мы предлагаем ? Родители должны стать серьезными преданными и осознать свои обязанности родителей в сознании Кришны.

гурур на сасйат сва-джано на са сйат

пита на са сйадж джанани на са сйат

аивам на тат сйан на патиш ча са сйан

а мочайед йах самупета-мртйум

Тот, кто неспособен вызволить зависящих от него людей из цикла рождения и смерти, никогда не должен становиться духовным учителем, отцом, мужем, матерью или полубогом, принимающим поклонение.

Комментарий: Тот, кто собирается стать отцом, духовным учителем или мужем, должен знать, как избавить зависящих от него людей от повторяющихся рождений и смертей. Если он не сможет этого сделать, то своей противозаконной деятельностю ввергнет себя в океан позора. Каждый, кто становится отцом или духовным учителем, должен очень хорошо сознавать свою ответственность за своих детей или учеников. Он не сумеет честно выполнить свои обязанности, если не знает, как избавить зависящих от него людей от повторяющихся рождений и смертей.

Бхаг. 5.5.18.

КОМПОНЕНТ ТРЕТИЙ: КУЛЬТУРА, ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СОЗНАНИЕ КРИШНЫ

Как семья оказывает давление на индивидуума, так и ведическая культура подталкивает личность к выполнению всех норм, основанных на шастрах. Например, если девушка находилась ночью где-то одна и без сопровождающего, то ни один мужчина не возьмет ее в жены. Только один неблагоразумный поступок в ночи может искалечить всю жизнь.

Согласно строгой ведической системе, никто не женится на незамужней девушке, которая хоть одну ночь провела вне своего дома.

Поучения царицы Кунти, р.85.

Сурово ? Жестоко ? Нет ! Скорее, строго и милостиво. Несколько девушек отсутствовали дома и стали жертвами.

Как все же ведическое общество отличается от нынешнего, не опирающегося на шастры и не признающего самоосознания целью жизни, а основывающегося на экономике и философии, которые направлены просто на получение чувственных удовольствий: “Вы - это ваше тело, и ваше дело - наслаждаться. Время не ждет, начинайте как можно раньше.” Найдется ли хоть одно место, где можно укрыться от влияния телевидения , кишащего насилием и чувственными удовольствиями, от низкокачественной музыки рок-н-ролла и от афиш, рекламирующих спиртные напитки, секс и безнравственные кинофильмы ?

А вместо того, чтобы оказать поддержку духовно-ориентированной системе образования, подобной гурукуле, современное общество противостоит ей. Простота и дисциплина гурукулы кажется странной и устаревшей современному человеку с его сверхвозбужденными чувствами. Он видит в гурукуле диаметрально противоположные сегодняшним ценностям устремления.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, КАСАЮЩИХСЯ ПРОТИВОСТОЯЩЕЙ КУЛЬТУРЫ.

Существуют три очевидные пути решения проблем, касающиеся борьбы с противостоящей культурой, но все они трудновыполнимы. И все же все они рекомендованы Шрилой Прапхупадой.

1. Сделать возможным преобладание культуры сознания Кришны над другими культурами во всем мире или, по крайней мере, в одной стране.

2. Развить подкультуру внутри основной противостоящей культуры; например, организовать самоокупаемые фермерские общины, где преданные будут удовлетворены в сознании Кришны и будут зависеть от природы, живя в простой сельскохозяйственной деревне.

3. Организовать образцовые гурукулы в святых дхамах Индии, где будет доминировать духовное, а не материальное начало.

ПРЕОДОЛЕВАЯ БОЛЬШИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ.

Тот, кто берет на себя обязательство обучать детей в сознании Кришны может чувствовать себя беспомощным, не зная с чего начать. Он сталкивается с незрелыми учителями и родителями, которые не имеют достаточно духовной силы и необходимых навыков воспитания детей в сознании Кришны. Сталкивается он и с затягивающим влиянием внешней культуры.

Я предлагаю заинтересованному взрослому человеку, особенно учителю, обучиться хотя бы искусству дисциплины и, таким образом, уменьшить на сколько это возможно, свое влияние и так обучать детей в сознании Кришны. Помните, что Шрила Прабхупада не учил быть снисходительным в процессе обучения; он учил, что любовь к ребенку выражается в том, насколько вы беспокоитесь о воспитании вашего ребенка таким образом, чтобы он мог вернуться домой, обратно к Богу.

Почему родители не должны чувствовать привязанности к своим детям? Это естественно, но наша привязанность - не просто сентименты. Мы даем нашим детям величайшую возможность с раннего возраста получить образование в сознании Кришны, чтобы несомненно уже в этой жизни они достигли успеха и вернулись назад к Богу.

-Письмо Сатиабхаме-деви даси,23 марта, 1973 г.-

В конечном счете, овладение искусством дисциплины, обучение, вырабатывающее самоконтроль, очень существенно. Хотя препятствия и огромны в процессе обучения детей в сознании Кришны, их можно преодолеть. Как сказал Шрила Прабхупада: “ Невозможное - слово в словаре глупца.”

ОБЩИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В одной из своих лекций, проведенных в Бомбее, Шрила Прабхупада сказал: “Послушание - это первое правило дисциплины. Без послушания не может дисциплины. А если нет дисциплины, то у вас ни чего не выйдет. Это не возможно. Поэтому очень важно, чтобы ученик был дисциплинирован. Ученик - это тот, кто следует дисциплине.”

Если бы все ученики следовали этому принципу послушания, то с проблемой дисциплины явно было бы покончено во всех школьных системах. Но что же побуждает ученика к послушанию? Учителю достаточно требовать послушания, основываясь на своем авторитете и привосходстве своего положения.

Живя в

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7