Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 2

принимал все лучшее и наиболее преемлемое, опуская, без резкого отрицания, все бесполезное. В многочисленных дискуссиях, которых удостоил меня Бхуриджана и в Мельбурне и во Вриндаване, его страстная преданность его учителю, Шриле Прабхупаде, и его учению, была прекрасным напоминанием о том, каким должно быть правильное їотношение ученика к учителю. Тот, кто не научился быть хорошим учеником, никогда не будет хорошим учителем.

Благодаря его теплу и полному жизни примеру борьбы за воплощение ценностей которым он предан, я со смирением и гордостью называю себя его другом: восхищаюсь его умом, но прежде всего я восхищаюсь его огромным сердцем.

ПРОЛОГ

В мае 1976 года Шрила Прабхупада поручил мне работать с гурукулой. В августе я прибыл в Гита-Нагари, ферму ИСККОН в Пенсильвании, где должен был впервые работать учителем. Джагадиша встретил меня в харрисбургском аэропорту, и к тому времени, когда мы проезжали мимо указателя “Ферма ИСККОН” было уже очень поздно, мы свернули к пологому холмупривъезде во владения фермыи наконец мы были на дорожке из гравия, ведущей к недавно построенному дому. Мы вошли в здание, прошли по коридору и включили свет в комнате, служившей одновременно классной комнатой академии и ашрамом гурукулы.

Я тотчас отметил большую комнату с деревянными стенами и полом, покрытым ленолеумом, на котором причудливо переплетая узор из восьми мальчишеских тел, наполовину скрытых спальными мешками. Когда мы вошли, несколько мальчиков повернулись во сне. Я подошел к окну, наслаждаясь свежим деревенским воздухм Гита-Нагари, я размышлял: “Каким будет мое новое служение? Действительно ли я могу преподавать в гурукуле? Но эти вопросы, возбуждаемые ароматным, прохладным воздухом, были пресечены практичной мыслью, “Уже поздно, а мы должна рано подняться, чтобы позаботиться о мальчиках”. Итак, я отправился отдыхать.

Где-то около полуночи, Сиддха Баба, один из ребят, внезапно сорвался на пол и заметался по комнате. Джагадиша и я также проснулись, успокоили мальчика, привели все в порядок. Остальные спали, не обращая на происходящее никакого внимания.

На следующее утро я проснулся, горя желанием приступить к работе, особенно заинтересованный встретиться с Преманандой, восьмилетним мальчиком который был первым ребенком мужского пола, родившимся у преданных ИСККОН. Мы разбудили мальчиков и дали указание совершить омовение. Тут я заметил Премананду, который пытался завязать дхоти. “Ты уже не малыш. Ты можешь сделать это, Прем”-пошутил я. Премананда расплакался.

Позже, во время мангала-арати. я наблюдал за тем, как Джагадиша напоминает мальчикам: “Повторяйте мантру! Повторяйте мантру!” У меня по спине пробежал холодок: должен ли я так делать? Во время мангала-арати?” Через несколько дней и я самостоятельно заботясь о мальчиках, напоминал им повторять мантру во время мангала-арати, но без выдержаной настойчивости Джагадиши. Последующие дни, недели,месяцы, были полны мучений и экстаза. Мальчики были ласковыми, шумными и незаввисимо мыслящими. Я стараля сосредоточится на указании Прабхупады работать с гурукулой, согласно тому, как он видел, что мальчики и девочки, воспитанные надлежащим образом в сознании Кришны, могут спасти и себя и мир. Когда я попробовал учить мальчиков, работа с ними, опытными воспитанниками гурукулы , стала моим первым курсом обучения учительскому искусству - главным образом, через понимание какие методы не срабатывают. Постепенно наша жизнь в школьном ашраме и занятия начали налаживаться. Но первые дни работы в Гита-Нагари были трудны и для меня и для мальчиков. (Первые мои воспитанники, простите меня! Ябыл неопытен, неквалифицирован, не имел должных учительских навыков!) Мало кто в общине в Гита-Нагари ощущал

суровость служения: обучение навыкам ашрама, наблюдение за утренней программой, организация и проведение занятий(без постоянного расписания, без учебного плана, без учебников), тесные и аскетичные условия жизни и обучения, и помощь только моей жены которая также заботилась о нашей 18-месячной дочери). Одна из клятв, которые я давал в этот период, Была: помочь в подготовке учителей гурукулы, чтобы им не приходилось учиться так, как учился я -методом проб и ошибок. Один из результатов тех первых дней преподавания в Гита-Нагари - эта книга, созданная после 10 лет преподавания в гурукуле, восемнадцати лет сотрудничества с гурукулами, десяти лет нерегулярных и трех -усленных академических исследований (полная биография приведена после приложений), трех семестров коротких курсов для учителей во Вриндаване и двадцати семи лет практики и обучения сознанию Кришны.К тому же, я достаточно много времени посвятил обсуждению вопросов обучения с терпеливыми и верными своему делу учителями - как преданными, таки непреданными(две мои сестры - учительницы, это у меня в крови, и они были среди тех терпеливых и верных, которые мне помогали). Я также встречался с профессорами педагогического искусства в Колумбийском университете в Нью-Йорке, в Лондонском университете (“Проблема с вами, американцами, в том, что вы хотите все превратить в математическое уравнение Но обучение не сводится к этому, Это просто плодотворное общение между двумя индивидуумами), и особенно в университете Ля Троб в Мельбурне. Принципы, описанные в “Искусстве обучения”, широко применимы. После тщатель-ного изучения как книг Шрилы Прабхупады, таких Шримад Бхагаватам и Чайтанья Чаритамрита, так и записей его бесед, я отыскал достаточно примеров того как сам Прабхупада использует эти принципы в наставлении и обучении. Таким образом я включил множество

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 3