- Сегодня мы читаем третью песнь Шримад Бхагаватам, 25 глава, 16 текст.
ахам мамабхиманоттхаих кама-лобхадибхир малаих
витам йада манах шуддхам адухкхам асукхам самам
Когда человек полностью избавляется от вожделения и жад-
ности, которые являются продуктами ложного отождествления
себя с телом (<я>) и тем, что принадлежит телу (<мое>), его ум
очищается. Утвердившись в чистом состоянии сознания, он под-
нимается над материальным счастьем и горем.
КОMMЕНTАРИЙ: Кама и лобха являются симптомами матери-
ального существования. Каждый в этом мире стремится чем-нибудь
обладать. Здесь сказано, что вожделение и жадность возникают в
результате того, что живое существо ошибочно отождествляет се-
бя со своим телом. Когда человек очищается от этой скверны, его
ум и сознание тоже очищаются и возвращаются в свое изначальное
состояние. Живое существо, его ум и сознание неотделимы друг от
друга. Говоря о живом существе, мы имеем в виду также его ум и
сознание. Когда мы очищаем свой ум и сознание, разница между
обусловленной и свободной жизнью становится очевидной. Очис-
тив ум и сознание, живое существо поднимается над материальным
счастьем и горем.
В начале Своих наставлений Господь Капила сказал, что совер-
шенная система йоги дает человеку возможность подняться над
материальным счастьем и горем. А в данном стихе объясняется,
как достичь этого: необходимо очистить свой ум и сознание. Эту
возможность предоставляет система бхакти-йоги. Как сказано
в <Нарада-панчаратре>, прежде всего человек должен очистить ум
и чувства (тат-паратвена нирмалам), а для этого все чувства нуж-
но занять служением Господу. В этом заключается суть метода
бхакти-йоги. Ум всегда должен быть чем-нибудь занят, его невоз-
можно заставить бездействовать. Находятся, правда, глупцы, кото-
рые пытаются опустошить ум или заставить его бездействовать, но
на практике это невозможно. Единственный способ очистить ум -
это занять его мыслями о Кришне. Ум обязательно должен быть
занят какой-нибудь деятельностью. Когда мы постоянно думаем
о Кришне, наше сознание полностью очищается и становится не-
доступным для вожделения и жадности.
В этом стихе говорится о возможности очищения ума от камы и лобхи. И затем мы становится очень спокойными. У нас нет ни счастья, ни разочарования. И нашей темой является ум. И мы можем видеть, что ум – это достаточно обсуждаемая тема. Кришна говорит, что ум – чрезвычайно неконтролируемый. Но если человек не контролирует свой ум, он деградирует. Ум может быть другом или врагом. Если мы не контролируем свой ум, он является врагом и мы деградируем из-за этого. Это значит, что мы попадаем под влияние камы и лобхи, занимаемся греховной деятельностью, деградируем и попадаем в низшие формы жизни. Поэтому Кришна подчеркивает, что ум надо контролировать. Но он также говорит, что это очень сложно контролировать ум. Арджуна говорит, что эта система йоги для меня слишком сложная. И Кришна говорит: да, Я согласен, это сложно. Но, тем не менее, надо это делать. Если ты хочешь прогрессировать, тебе придется столкнуться с этим фактом, тебе придется бороться за контроль ума. Мы можем видеть, что эта проблема существовала много тысяч лет, когда Кришна присутствовал на планете, она существует также и сейчас. Мы можем видеть, что даже наиболее продвинутые люди в вопросах науки, политики и других областях также не могут контролировать свой ум. Также есть пример, то после Первой и Второй мировой войны и Второй мировой была попытка установить мир, и для этого был создан ООН. То есть ожидалось, что люди достаточно настрадались из-за воин, и они не захотят больше воевать. Но, тем не менее, война продолжается в самых разных странах. Каждый год где-то начинается война. И ООН не может это предотвратить. И это происходит из-за того, что люди находятся под влиянием вожделения, гнева и жадности, самых различных желаний, которые они не могут контролировать. И даже преданные борются за контроль своего ума. Они говорят: Ой, я не могу сосредоточиться, воспевая Харе Кришна, я думаю о чем попало. Но ум очень важен и мы каким-то образом надо все-таки научиться контролировать. В ведической традиции рекомендуются разные методы достижения этой цели. И один метод – это следовать двум правилам. Одно – это запретное, другое – предписание. То есть мы можем следовать определенным правилам и запретам. И также существуют награды и наказания. Если вы будете делать то, что вам сказано, вы получите награду, например Сварголоку. А если вы будете совершать греховные поступки, вас ждут адские наказания. Или, по крайней мере, правительство вас поймает и накажет. И также у нас есть карма-йога и система варнашрамы, которая ограничивает нас в том, что мы можем делать. Это, конечно, ограничивает наши действия. Очевидно, что желание совершать действия невозможно так контролировать, но, по крайней мере, сами действия находятся под контролем. И стратегия заключается в том, что если мы не будем совершать неблагоприятные поступки, в конце концов, мы избавимся также от желания. И все это систематически организовано. И некоторые люди… те, кто не способны себя контролировать, им надо следовать правилам. Те, кто квалифицированы, у них еще больше правил. Это брахманы, например. Таким образом, признается, что у разных людей – разные способности. И идея в том, чтобы научится контролировать чувства. Конечно, у этой системы есть свои ограничения, потому что она оставляет