Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Метафизика
------ Страница 2 ------

Метафизика - Страница 2

и т.п. Также атмосфера Калиюги оказывает разрушительное воздействие на все без исключения духовные традиции.

Пятьсот лет назад на земле Индии появился великий реформатор религии Шри Чаитанйа Махапрабху и предложил людям духовную практику, эффективную для Калиюги. Духовная традиция, которую оставил после себя Чаитанья, известна на его родине как Гаудия вайшнавизм. Исторически Гаудия вайшнавизм возник потому, что в духовных кругах Индии того времени сформировалось убеждение, что в облике Шри Чаитанйи на землю снизошёл Всевышний Господь, чтобы заново объяснить суть религии людям Калиюги. За последние 30-40 лет эта традиция распространилась за пределы Индии, и сейчас в каждом городе мира есть её последователи. Это произошло благодаря просветительской деяте-льности в Западном мире Бхактиведанты Свами – выдающегося учителя в традиции Чаитанйи. Его переводы с санскрита и комментарии открыли западному читателю доступ к основным писаниям ведического канона, таким как «Бхагавадгита» и «Шримад Бхагаватам». Учебное руководство, которое читатель держит в руках, является кратким введением в учение Вед и практику бхакти йоги в том виде, в котором они изложены в этих книгах – первоисточниках.

Вопросы на понимание прочитанного текста:

1. Откуда на земле появляется истинное духовное знание?

2. В каком случае несовершенство человека не препятствует тому, чтобы быть духовным учителем?

3. Для чего нам требуется руководство живущего в наше время учителя, если мы сами можем накапливать знания, читая авторитетные книги?

4. Укажите причины, из-за которых духовная традиция становится безжизненной, даже если внешне она является авторитетной (т.е. идёт от Бога)?

Ведическая метафизика

Ведическим называется религиозное мировоззрение, имеющее безупречную научную и философскую основу. Из Вед мы можем получить знание о трёх важнейших предметах: о душе, о природе и о Боге. Тот, кто правильно понимает эти три темы, а также связи между ними, познает все остальное. Его знание становится совершенным. Связь между душой и материальной природой называется кармой. Связь между природой и Богом – это кала (время). Связь между душой и Богом называется йогой. Таким образом, имеется шесть тем, которые мы должны изучить.

1. Что такое душа?

Душа на санскрите называется дживой. Это слово по звучанию и смыслу соответствует русскому слову “живой”. Душа оживляет материальное тело, придаёт ему красоту и ценность. Когда душа покидает тело в момент смерти, тело утрачивает какую-либо ценность и быстро разлагается. Тогда мы стараемся поскорее вернуть его природе, закопав в землю. Тело дает материальная природа, душа же качественно подобна Богу, она Божественна, поэтому она вечна, совершенна и полна счастья. Эти три свойства души называются соответственно сат, чит и ананда.

Сат. Наше настоящее “я” – это вечная душа, а не тело. В «Бхагавад-гите», важнейшем произведении ведического канона, содержится логическое доказательство вечности души. Там говорится (2.13):

Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и после смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят мудреца, осознавшего неизменность своей души.

Аргумент “Гиты” заключается в том, что мы меняем тела одно за другим: «Я был ребенком, потом юношей, а теперь я старик». Что же здесь остаётся неизменным, является вечным? Не меняется наше настоящее “я” – свидетель перемен. Это и есть душа, джива.

Человек может не верить в вечность души либо потому, что отвергает авторитет Вед, либо потому, что не может понять данный аргумент логически. Однако есть еще одно доказательство, практическое, которое отвергнуть невозможно. Доказательство вечности души в том, что никто не хочет умирать. Хотя для тела смерть естественна (оно обречено на смерть), для его владельца, для души, она неестественна и неприемлема. Почему? Дело в том, что душа, хотя по невежеству своему и отождествляет себя с бренным телом, все же сохраняет инстинкт вечности. Первый урок, который нужно усвоить всем на пути самопознания – понять, хотя бы теоретически, что я не являюсь телом и что оно – всего лишь временное пристанище для души.

Чит. Каждый считает себя красивым, умным и хорошим. Что произойдёт, если человеку с уродливым телом кто-то скажет о том, как он выглядит, а вор услышит о том, что живёт недостойно? Им это, мягко говоря, вряд ли понравится. А почему? Потому что это не соответствует данному свойству души. Изначально душа совершенна (чит). Поэтому, даже живя в жалких условиях и пребывая в невежестве, каждый считает, что живёт правильно. Веды говорят, что душа пребывает в майе, иллюзии. Пока человек не поставит перед собой вопрос о смысле жизни, для него путь к своему совершенству будет закрыт.

Ананда. Данное свойство души – наиболее важное. Каждый надеется на то, что будет счастлив. Человек, потерявший надежду на счастье, не видит больше смысла жить. Веды указывают на то, что эта надежда души в материальном мире никак не осуществляется. Хотя многие люди, как одержимые, стараются наслаждать свои чувства, наслаждение материей лишь на время создает иллюзию счастья, после чего наступает отвращение, и душе становится еще хуже. Только тот, кто становится на путь духовной жизни, может испытывать внутреннее счастье, которого лишены обычные люди.

Итак, мы рассмотрели три свойства души. Душа, джива, нематериальна, т.е. она

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 26