игр, то что Он за Бог?
Тут нужно вспомнить, что человеческое тело дано душе, чтобы вырваться из тюрьмы материального мира, который создан для тех, кто желает забыть Кришну. Шрила Бхактисиддханта Сарае - вати Тхакур говорил, что материальный мир не то пристанище, где стоит задерживаться, он не место для леди и джентльменов. Закончив здесь свои дела, лучше отправляться восвояси.
Какой здравомыслящий человек хочет жить среди одержимых, среди тех, кто в своём безумии подвергает гонениям проповедников духовности? По мере воцарения Кали-юги грех всё больше и больше будет охватывать людей. Год назад я получил письмо от одного преданного, который пытается проповедовать во Франции. Правительства Франции и Австрии объявили наше движение опасным культом и больше не дают официального разрешения на деятельность общества. Пропаганда французского правительства настраивает людей против сознания Кришны и даже побуждает их мешать преданным проповедовать. Вопрос: «Почему Кришна не уберёт эти препятствия с пути сан- киртаны? Почему не остановит вредителей?» Так думают ханжи, для которых духовная жизнь - в умиротворении, а Бог - мальчик на посылках, предназначение которого - исполнять желания наших чувств.
Для преданных главным является служение Кришне и проповедь, а не удовлетворение материальных чувств. Служители Господа часто подвергаются большим испытаниям, порой они даже рискуют жизнью ради служения Господу. Оскорблениям и нападкам подвергались не только вайшнавы, но и другие выдающиеся деятели религии и праведники. Мусульманское общество всё ещё осуждает Бахауллаха, основавшего религию Ба-
УО
хаи. Иисуса распяли молодым, а сколько было покушений на Мухаммеда! Сколько мормонов было брошено в тюрьмы, а их женщин изнасиловано! Подвергаясь многочисленным гонениям, мормоны были вынуждены переезжать из одного места в другое. Сократа отравили за проповедь нравственности и персонализма, незавидная участь постигла и Заратустру. На жизнь Шрилы Бхактисидцханты было совешено несколько покушений, а в комнату Шрилы Прабхупады недоброжелатели подбросили ядовитую змею.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур не был простым смертным. Даже будучи семейным человеком, он всегда был поглощён изучением писаний и проповедью славы Господа.
Он был настолько не привязан к земной жизни, что однажды его духовному учителю даже пришлось просить его уделять больше внимания жене. По просьбе учителя он вернулся домой и в течение суток - весь день и ночь - рассказывал ей Шримад- Бхагаватам. Поутру он ушёл, а его гуру смог по достоинству оценить его безраздельную преданность Кришне и проповеди.
Возродить святость вайшнавизма побуждал Шрилу Вишва- натху Чакраварти Тхакура Мукунда дас, великий спутник Господа Чайтаньи.
Масштабы задачи, стоящей перед ним, поражали. Восстановить традиции и былую славу вайшнавизма в то время значило подвергнуть свою жизнь опасности и столкнуться в лоб с теми, кто отошёл от истинной философии. Вишванатха Чакраварти молился о том, чтобы Господь дал ему сил справиться с этой непосильной задачей. Вайшнавы изо всех сил пытались помочь Вишванатхе в его непростой миссии.
Баладева Видьябхушана был одним из глав и ведущих учёных Мадхвачарья-сампрадаи. Мадхваиты остаются великими учёными даже в наши дни, хотя они и не признают высшего положения мадхурья-расы и Шримати Радхарани. Однако вайшнавы надеялись, что именно он, Баладева Видьябхушана, светило науки того времени, поможет миссии проповеди Господа Чайтаньи Махапрабху.
И вот Радха-Дамодара Госвами, великий гаудия-вайшнав, отправился не встречу с Баладевой Видьябхушаной. Он надеялся, что Господь поможет ему убедить великого учёного в истинности вайшнавского учения. В те дни люди были верными как гьяне, так и вигьяне. Если в дебатах кто-то показывал лучшее понимание вопроса, то оппонент принимал его истину и становился учеником победителя. Каждый брахман приводил аргументы в защиту своей философии, и в споре выяснялось, какая из них будет признана истиной.
Настоящие брахманы пытались быть хранителями знания и идей. Радха-Дамодара Госвами представил Баладеве Видьяб- хушане довольно сложные аргументы стройной философской системы вайшнавов, в которых превозносится положение Шри- мати Радхарани и Господа Чайтаньи, и убедил его принять эту философию.
Позднее Радха-Дамодара Госвами отправил Баладеву Ви- дьябхушану во Вриндаван к Шриле Вишванатхе. Шрила Вишва- натха Чакраварти Тхакур понял, что появлением в своей жизни этого могущественного человека и влиятельного пандита из Мадхвачарья-сампрадаи он обязан Господу. Его приход был ответом на его каждодневные молитвы. Им двоим предстояло выполнить внушительную задачу - оживить сиддханту вайшнавов.
Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру предстоял гигантский труд - возродить Вриндаван, несмотря на хаос, царящий в то время.
Когда бы ни возникала рискованная или трудная ситуация, нужно помнить, что она даёт нам ещё один шанс обратиться к Кришне и вспомнить, что в конечном счёте всё зависит от Него.
Хотя на всё воля Кришны, мы должны стараться обезопасить себя от возможных проблем. Нужно поступать так, словно судьба в наших руках, но в то же время, обладая смирением и знанием, не привязываться к планам и результату. Следует помнить, что судьбами распоряжается Господь, а мы во всём зависим от Его милости.
Как правило, трудности неизбежны, даже если с нами милость Кришны, но в них также видна рука Бхакти-деви.
Вишванатха Чакраварти не думал: «Невозможно! Труды Рупы и Санатаны Госвами пошли прахом, так что же смогу я?! Пусть кто-нибудь другой попробует, а я пойду к себе в бхаджан-кутир молиться или писать книги». Вишванатха Чакраварти был другим человеком. Он очень