Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Духовный воин 5
------ Страница 37 ------

Духовный воин 5 - Страница 37

к винашьяти, падению, и все эти виды деятельности имеют ту или иную связь с врагами ума. Возьмем, к примеру, атьяхару, т.е. «переедание» или «накопление лишнего». Человек накапливает больше, чем ему нужно, из зависти к богатству своих сослуживцев. Он злится и думает, что заслужил больше, наивно полагая, что материальные вещи полностью удовлетворят его. Такие страсти приводят к тому, что человек покупает больше, чем ему необходимо, и в конце концов сходит с ума, поскольку чем больше он покупает, тем больше разочаровывается сам и разочаровывает других. Никто еще не стал счастливым, окружая себя предметами, которым суждено кануть в лету. Остальные пять видов пагубной деятельности также основаны на шести врагах. Каждый может сам проанализировать их и понять, каким образом враги ума порождают и поддерживают эти виды деятельности.

Прервите свое чтение минут на двадцать и поразмышляйте над тем, как это происходит. Изучите одного врага за другим, взяв в качестве примера сначала себя самого, а потом своих знакомых.

Что мешает проявлению энтузиазма

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге «Мадхурья-кадамбини» тоже приводит шесть причин, по которым энтузиазм не развивается должным образом. Он описывает стадии неустойчивого преданного служения. Мы хотим применить это знание на практике, чтобы обрести стабильность и энтузиазм в духовной жизни.

1. Утсаха-майи, «внезапный энтузиазм». Такое происходит с новичками в духовной жизни, когда новизна духовного пути окрыляет их. Поскольку преданные становятся частью нового процесса, они начинают считать себя особенными и раздуваются от гордости. Но надолго такого энтузиазма не хватает. Когда мы встаем на путь бхакти, т.е. отправляемся в духовное путешествие, Кришна дает испытать особые ощущения и вкусы, чтобы у нас появился энтузиазм, но он неустойчив. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет причину утсаха-майи, чтобы мы могли упорно добиваться энтузиазма и поддерживать его, пройдя эту начальную стадию. Мы должны сделать энтузиазм неотъемлемой частью нашего бытия, а не оставлять его в качестве кратковременной эмоции, основанной на гордыне или самовлюбленности.

2. Гхана-тарала. Это значит, что человек то чувствует приливы энтузиазма, то погружается в «спячку». Качество нашего служения (слушания, воспевания, памятования и т.д.) зависит от того, в каком состоянии мы сейчас пребываем. Когда нас охватит энтузиазм, мы почувствуем, как сильна наша вера, и будем совершать меньше апарадх (оскорблений); соответственно враги ума не будут так докучать нам. Но стоит нам поддаться сонливости, как враги ума безжалостно поработят нас.

3. Вьюдха-викалпа. Стадия, на которой сомнения лишают нас сил. Несмотря на то, что человек может до какой-то степени верить в то или иное философское положение, сомнения в основном оказываются сильней его убежденности. Преданный может давать какие-то обязательства или принимать определенные решения, но в последнюю секунду побоится сделать решающий шаг из-за тяжких сомнений, одолевающих его. Человек ставит под вопрос все свои решения и постепенно утрачивает способность приходить к какому бы то ни было выводу. У него появляются такие вопросы: «Могу ли я действительно поверить, что Кришна желает мне добра?», «А что, если Бога вообще нет?», «А вдруг этот процесс не работает?» Такие вопросы порождают сомнения, а не веру.

4. Вишайя-сангара. Стадия, на которой преданный выходит на «тропу войны» против материальных чувственных удовольствий. Вера уже победила сомнения, но человек все еще попадает в «жернова» бхога-тьяги, постоянного выбора между наслаждением и отречением. Привязанность к наслаждению чувств по-прежнему сильна. На предыдущих стадиях привязанность также существовала, но она не причиняла особых беспокойств, потому что сомнения заполняли все наше бытие. Теперь он изучил и осмыслил большую часть философии, но чувства и греховные желания все еще берут над ним верх. Несмотря на то, что преданный на этой стадии способен отличить хорошее от плохого, страсти толкаютания все еще берут над намива 16 Законов Мальты. его к запретным поступкам.

5. Нияма-кшама. Это стадия незрелой бхакти. Сомнения и привязанности почти исчезли, однако у человека не хватает воли, чтобы усилить и улучшить свое преданное служение. Ради совершенствования он дает обеты и принимает на себя обязательства, но в последний момент ему не хватает сил, чтобы довести начатое до конца, т.е. не хватает зрелой преданности.

6. Последняя стадия неустойчивой преданности называется таранга-рангини, на которой у преданного еще сохраняется привязанность к богатству, почету и признанию. Выйдя на этот уровень, человек уже почти подошел к цели. Он уже не находится на уровне неофита; он оставил бхога-тьягу, почти не подвержен сомнениям и поднялся над незрелой преданностью. Такие люди обладают всеми возвышенными качествами, однако часто становятся добычей пратиштхи, гордыни. Благодаря их возвышенным качествам и высокому уровню преданности к ним сами собой приходят деньги, слава и высокое положение в обществе. К несчастью, такие побочные продукты служения мешают им испытать высшие проявления энтузиазма и любви к Богу.

Шесть принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазму

Рупа Госвами дает нам шесть принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелому бхакти и непременно наградит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов первой стоит утсаха: утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхйати «Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35