сохранилась в какой-то
степени до сих пор. Там до сих пор в семьях соблюдаются семейные традиции.
Путешествуя и проповедуя мне очень часто приходилось останавливаться в
домах грихастх. И я сам лично видел как многие из них живут в большей или
меньшей степени в соответствии с теми принципами, которые Шрила Прабхупада
дал в своих наставлениях. В-третьих, я достаточно много размышлял об этих
проблемах. Я думал о миссии нашего движения сознания Кришны,
предназначенного изменить этот мир. Это движение основано для того, чтобы
произвести культурную революцию и сделать так, чтобы люди могли строить
свою жизнь на основе сознания Кришны. Благодаря этому они смогут достичь
умиротворения и жить спокойной жизнью уже в этой жизни и в последствии
вернуться обратно к Богу. В связи с этим мы должны осознать одну очень
важную вещь. Если мы хотим оказать широкое воздействие на этот мир, то мы,
и это совершенно очевидно, не должны надеяться, что все люди станут
брахмачариями и брахмачарини. Большинство людей в этом мире - это семейные
люди. И они не очень то готовы, да и не склонны принять жизнь строгого
отречения. И если мы хотим, чтобы наше движение росло, то мы не должны
ожидать, что это будет просто движение монахов. Мы должны быть способны
дать наставления людям о том, как они могут жить дома с семьей и
развиваться в сознании Кришны. И это очень важный момент, который
необходимо понять брахмачариям. Сейчас нередко можно видеть, что
брахмачарии с умонастроением неофита очень скептически относятся к
грихастхам. Они думают, что эти люди совершенно бесполезны, что они не
такие отреченные, как я. Они не встают утром в 3.30 и не принимают холодное
омовение. Они привязаны к своим женам и детям. Они полностью бесполезны.
Глаза бы мои на них не смотрели. Но это абсолютно несерьезное, даже смешное
отношение. Потому что те же самые брахмачарии выходят каждый день из ашрама
и пытаются распространять книги все тем же домохозяевам.
Идея же распространения книг заключается в том, чтобы люди стали преданными
Кришне. Если люди проявляют интерес к сознанию Кришны, мы должны поддержать
их. Мы не должны отворачиваться от людей на том лишь основании, что они не
в точности, такие как мы. Это совершенно не означает, что они не
преданные. Если они интересуются тем, как постепенно перейти от жизни
мясоедения, интоксикаций, незаконного секса и азартных игр к жизни, в
которой они могут начать служение Господу, то мы должны приветствовать это.
Если кто-то подходит к нам и говорит, что он интересуется сознанием Кришны,
что мы говорим такому человеку? Мы же не будем уговаривать его сейчас же
оставить свою семью, детей, побрить голову и сразу же переехать жить в
храм. И не говорим, что если ты сейчас же не сделаешь этого, то ты
настоящий демон. Естественно мы этого не говорим. Мы вдохновляем людей
изучать философию сознания Кришны и пытаться практиковать ее в своей жизни
не меняя при этом своего положения. И во многих странах мы видели, что
преданные грихастхи способны вносит большой вклад в нашу проповедь. Часто
они способны делать даже то, на что преданные, живущие в храме не способны.
Особенно если у них хорошее положение в обществе и они могут встречаться с
многими влиятельными людьми. Во многих странах преданные, живущие в храмах,
сами не организуют фестивали и другие праздники. Все это делают прихожане,
домохозяева. Преданным, например, живущим в храмах в Лондоне, Дурбане и
других, даже не при ходится беспокоиться об организации джанмаштами или
ратхаятры. Потому что преданные грихастхи, т.е. прихожане, делают все сами:
собирают лакшми, цветы, полностью выполняют всю работу по подготовке и
проведению праздников. И из-за того, что преданные, живущие семейной жизнью
не могут достичь того стандарта, который мы считаем идеальным, мы не должны
осуждать их. Скорее мы должны вдохновлять их заниматься служением
настолько, насколько они могут, в соответствии с их способностями. Поэтому
мы должны быть достаточно зрелыми, чтобы обеспечить такое руководство ими,
с помощью которого они смогут постепенно прогрессировать в сознании Кришны.
Брахмачарии, которые считают грихастх бесполезными, обычно грубы и строги
по отношению к домохозяевам потому,