Его Божественная Милость Шрила Бхакти Викаша Свами Махарадж
ГРИХАСТХИ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
Москва. Фестиваль - 95. 28-30 мая 1995 года.
Почему я взялся за эту проблему.
В течение последующих трех дней мне хотелось бы поговорить о жизни грихастх
в сознании Кришны. На самом деле эти вопросы касаются всех, в том числе и
брахмачариев. Поэтому они тоже могут послушать. В этом нет ничего плохого.
Потому что большинство людей в этом мире - это семейные люди. И как
проповедники мы должны знать их истинное положение и те проблемы, с
которыми им приходится сталкиваться. Вы можете недоумевать, почему я,
саньяси, собираюсь говорить о проблемах семейной жизни. И если вспомните
еще о том, что я написал книгу "Брахмачарьи в сознании Кришны", то можете
подумать, что я своего рода фанатик отреченного образа жизни. Но в
действительности - я проповедник. А поскольку большинство людей в этом мире
люди семейные, я обязан это учитывать во время проповеди. И это меня
заставило много размышлять о проблемах семейных людей и о том, как они
могут практиковать сознание Кришны. Саньяси обычно много не говорят о
семейной жизни, кроме тех случаев, когда они осуждают ее. Потому что
семейная жизнь - это просто запутанность человека в материальном мире.
Майя. Я уверен, что домохозяевам наверняка уже представлялась возможность
неоднократно слышать об этом. Поэтому в первую очередь они должны услышать
этот семинар. Они должны знать каково их положение и как они могут
практиковать сознание Кришны в своей повседневной жизни. В ведической
системе советы по семейной жизни и то, как решать различные ее проблемы
давали обычно старшие члены семьи и брахманы-домохозяева. Но сейчас
ситуация несколько иная. Особенно в России. Здесь очень мало старших
преданных домохозяев. Наше движение еще очень молодо. И даже в других
странах, где нашему движению около тридцати лет, у нас еще нет должной
глубины традиционной мудрости в этом вопросе. Проповедовать сознание Кришны
в современном мире означает вводить новую для Запада древнюю ведическую
культуру. А это не так то просто. Основные принципы сознания Кришны очень
приятны и им просто следовать. Но общее состояние современного мира не
очень благоприятно для практики сознания Кришны. А семейная жизнь к тому же
даже в ее самых лучших проявлениях имеет определенного рода проблемы.
Поэтому, когда человек пытается практиковать сознание Кришны в обществе,
которое полностью противоречит принципам сознания Кришны, то это становится
очень сложным. Брахмачарии, скорее всего, плохо представляют себе это
потому, что их жизнь течет размеренно и спокойно. Они живут в ашрамах. И
они почти не сталкиваются с непреданными. Но у грихастх этот вопрос стоит
остро, так как одной ногой они стоят в обществе преданных, а другой - в
обществе непреданных. Шрила Прабхупада сам лично дал много наставлений о
жизни домохозяев. И как он упоминал, он был первым истинным саньяси,
который сам устраивал свадьбы своих учеников. Потому что Шрила Прабхупада
заботился о том, чтобы его ученики были в ашраме, который наиболее подходит
для их духовного продвижения. Поэтому он дал очень много советов по
семейной жизни. И конечно, сам провел много лет в ашраме домохозяина. В
моем случае это не так. По крайней мере, в этой жизни. Однако известно, что
саньяси являются Гуру для всех варн и ашрамов. И, несомненно, грихастхам
тоже необходимо руководство. В нашем движении много проповеди об отречении.
Это хорошо. Потому что прогресс в духовной жизни означает то, что человек
должен развить в себе непривязанность к материальному миру. Но поскольку
многие преданные являются семейными людьми, грихастхами, то им тоже
требуется определенное руководство. В первую очередь им необходимо
руководство в том, как они могут духовно продвигаться в такой ситуации,
которая, в общем-то, не предназначена для отречения. И вы опять вправе
спросить: "Какой вы обладаете квалификацией, Во-первых, я внимательно
изучил все наставления Шрилы Прабхупады о семейной жизни. Во-вторых, я
много лет жил в Индии, где ведическая культура