Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 9

просто и едва могли позволить себе изысканные блюда, они выходили за пределы своих возможностей, готовили замечательный пир и с любовью угощали нас прасадом12. Они доставали из погреба крохотную бутылочку домашнего гхи (все, что у них было), чтобы добавить его в рис и обогатить и без того бесподобный букет ароматов.

Я начал понимать, что имел в виду Шрила Прабхупада под словами «бенгальская мать». Часто пожилые женщины настойчиво уговаривали нас съесть еще и еще. «Гала парджонто», ѕ приговаривали они ѕ «По самое горло!» Как только наши тарелки пустели, они тут же наполняли их снова затем, чтобы наших остатков хватило всем жителям деревни.

Порой энтузиазм наших хозяев становился навыносимым. Каждый норовил нас накормить и пригласить к себе в дом, чтобы он освятился нашим присутствием. Кроме того, они ожидали, что мы побеседуем с каждым из них. Настойчивости им было не занимать, что доставляло нам (и нашим желудкам) некоторое неудобство. Впрочем, все это компенсировалось искренним ликованием и мелодичными киртанами, с которыми они нас встречали, и радостным настроением, которое сопровождало нас повсюду. Нам выпала возможность увидеть, каким был бы мир, если бы все обладали сознанием Кришны.

Бенгалия Восточная и Западная

Бенгалия традиционно делится на Восточную и Западную. Отчасти это вызвано тем, что Восточная Бенгалия всегда была изолированной и труднодоступной местносью со множеством рек, а в прошлом ѕ и с непроходимыми джунглями. В «Шри Чайтанья Чаритамрите»13 Восточная Бенгалия называется Банга, а Западная — Гауда. В наше время Восточная Бенгалия ѕ это Бангладеш, а западная является индийским штатом Западная Бенгалия.

Хотя жители Восточной и Западной Бенгалии говорят на одном языке и имеют единую культуру, между ними всегда существовала разница. Это различие усилилось в результате разделения Бенгалии на Западную Бенгалию и Бангладеш под предлогом того, что подавляющее большинство населения Восточной Бенгалии составляли мусульмане (хотя во время раздела Индии в 1947 году мусульмане по численности превосходили индусов совсем на не много). Несмотря на постоянную миграцию из Восточной Бенгалии в Индию, начиная с 1947 года, в Бангладеш до сих пор живет очень много индусов — больше, чем в любом другом государстве, за исключением Индии.

Издавна индусы Западной Бенгалии в большинстве своем были шактами14, но в Бангладеш почти все индусы ѕ последователи движения санкиртаны15 Шри Чайтаньи Махапрабху, вайшнавской традиции поклонения Гаура-Нитаю16 и Радха-Кришне17 с мридангами18 и караталами19.

Традиционно Западная Бенгалия отличалась утонченной культурой, а Восточная ѕ культурой народной. В прошлом высокой культурой славилась только столица Восточной Бенгалии, Дакка. В остальных частях страны культурный уровень считался низким. В "Чайтанья Бхагавате" приводится описание того, как в юношестве Чайтанья Махапрабху подшучивал с друзьями над акцентом жителей Восточной Бенгалии, пытаясь им подражать. Даже в наши дни жители Западной Бенгалии склонны свысока смотреть на восточных бенгальцев, считая их неотесанными и простодушными.

Жители Бангладеш, как правило, более учтивы и гостеприимны, чем их собратья из Западной Бенгалии. Перейдя границу Западной Бенгалии и оказавшись в Бангладеш, можно заметить, что люди здесь менее церемонны и более приветливы.

Исконная бенгальская культура в Западной Бенгалии почти не сохранилась. Развитие промышленности, урбанизация и коммунистическая пропаганда с характерным для нее атеизмом и неприятием любых традиций — все это наложило сильный отпечаток на мышление западных бенгальцев. В Бангладеш, напротив, традиционная культура до сих пор продолжает оставаться образом жизни. Она пока не стала жертвой всемирного культурного переворота, инициированного западной промышленностью и средствами массовой информации.

Климат и времена года

Характерной особенностью Бенгалии является ее уникальный и непростой климат. Год делится на шесть сезонов, каждый из которых начинается в первый день каждого третьего месяца. Как это не удивительно, погода настолько постоянна, что почти всегда соответствует лунным месяцам.

Главным образом по этой причине здесь до сих пор широко используют бенгальский лунный календарь, месяцы которого начинаются и кончаются в середине обычных календарных месяцев. Грегорианский и мусульманский календари также в употреблении, однако для крестьян больше всего подходит бенгальский лунный календарь. Лунный месяц делится на два периода, соответствующих фазам убывающей и прибывающей луны. В силу своей зависимости от погоды, деревенские жители вынуждены следить за сменой этих фаз.

С каждой ночью периода прибывающей луны поля и дороги все больше освещаются мягким лунным светом. Ночью незадолго до полнолуния и после него поля залиты лунным светом. В такое время можно переправиться на лодке на другой берег узкого канала без светильника. В период убывающей луны, ночная тьма сгущается, открывая глазу величие Бога в виде фантастической космографии звезд. В ветренные ночи сезона дождей луна словно танцует в небе, то показываясь из-за облаков, то снова скрываясь в них. А в новолуние небо затягивается густыми облаками, и тьма становится такой непроглядной, что трудно разглядеть собственную руку, поднесенную к лицу.

У каждого сезона свое особое настроение. По окончании летней жары и сезона дождей чувствуется облегчение, а приятная зимняя свежесть приносит удовлетворение.

Времена года сменяются быстро. Сегодня ѕ еще весна с жаркими днями и приятной ночной прохладой, а завтра, глядишь, ѕ уже лето с жаркими ночами и палящим дневным зноем. Дожди начинаются в середине июня и

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7