Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 47 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 47

готовить только после принятия омовения.

Нармада Свами: Да. Помню, как моя бабушка часто готовила в мокрой одежде (смеется). Она стряпала на кухне, а когда прасад был готов, шла есть в другую комнату. Она очень строго всему следовала.

Б.В. Свами: Среди брахманов...

Нармада Свами: Большинство из них имели духовное посвящение.

Б.В. Свами: Для них оно было обязательным. В раннем возрасте сыновья брахманов проходили обряд посвящения. Иначе они не могли готовить и даже раздавать прасад. Я слышал, что женщинам раздавать прасад разрешалось. Разрешалось ли им проводить пуджу?

Нармада Свами: У моего деда по матери было много Божеств. У моего отца тоже. Он поклонялся «всем Богам».

Б.В. Свами: Ганеше, Шиве...

Нармада Свами: Да. Вишну, Ганеше, Шиве, Господу Раме.

Б.В. Свами: Пуджу проводил он сам?

Нармада Свами: Да. Кроме того, утром и вечером он выполнял дыхательные упражнения, занимался йогой.

Б.В. Свами: Но ваша мать поклонялась только Вишну.

Нармада Свами: Да. Она происходила из семьи брахманов. Трое ее братьев были духовниками для всей деревни.

Б.В. Свами: Они проводили обряды, давали советы?

Нармада Свами: Давали советы, проводили пуджу, Нараяна-врату7 и подношения предкам. Кроме того, они преподавали в местной школе, каждый день с десяти утра до трех дня. В деревне было специальное помещение, куда люди собирались послушать их проповедь.

В детстве летние каникулы я проводил в доме родителей матери. Каждый перед обедом должен был принимать омовение, после чего мы наносили тилаку (смеется). Один из моих дядьев всегда после омовения повторял мантры.

Б.В. Свами: Какие мантры?

Нармада Свами: Он повторял Рама мантру.

Б.В. Свами: Перед тем, как принять прасад?

Нармада Свами: Да.

Б.В. Свами: Замечательно. А что заставляло людей повторять эти мантры ѕ желание обрести мокшу8, бхакти9 или что-то еще?

Нармада Свами: Согласно писаниям, имя Вишну приносит благо и его всегда следует повторять. Об этом энали все. Этому следовали даже смарты, не говоря о вайшнавах. Люди верили, что имена Вишну защищают от несчастий, злых духов, всевозможных бед и дарят удачу как в этой жизни, так и в следующей. Думаю, для большинства людей именно это было главным стимулом. К тому же, имя Вишну освобождает от бремени грехов. Как в случае с Аджамилой. Историю про Аджамилу10 знали все.

Повторение святого имени представляло собой глубоко укоренившуюся традицию. Иногда я не мог уснуть, слыша, как мой старый дядя повторяет святые имена. Летом мы спали под открытым небом, обычно на крыше. Как приятно было после дневного зноя ощущать прохладу ночного ветерка. Иногда, правда, когда погода была безветренной, из-за жары уснуть было невозможно, и мы лежали в полудреме, омахивая себя веером, и болтали ни о чем до самого утра. Когда я гостил в доме матери, я не мог заснуть, потому что там жил мой старый дядя, который, лежа в кровати, всю ночь напролет громко повторял «Хари! Рама! Говинда!» и другие имена Бога. Только я засыпал, как из его комнаты раздавалось: «Нараяна! Хари!»

Люди имели веру в имена Бога, повторение имен Вишну вошло у них в привычку. Они выросли с этим. Если ваш отец постоянно повторяет: «Хари! Говинда! Нараяна!», то же самое делают ваш дед, дядья, тети и ваша мать, то и вы волей-неволей начнете повторять: «Хари! Говинда! Нараяна!» Когда мы, дети, проказничали, один наш старый сосед говорил: «Мгновенье, проведенное в забвении имен Господа Хари — величайшая утрата, величайшая трагедия».

А вообще, мне трудно сказать, что именно заставляло людей повторять харинаму. У разных людей могли быть разные основания. Следуя многочисленным традициям, люди особо не вникали в их смысл, а просто следовали, потому что все их предки делали то же самое, и потому они считали, что это правильно. Кроме того, это доставляло им удовольствие.

Все верили в Бога. Повседневная жизнь была проста, естественна и приятна, так же естественно было во всем видеть волю Божью. Мысли о Боге никому не были чужды, а что в мыслях — то и на языке. Разговоры о Боге не ограничивались официальными мероприятиями или особым контингентом людей.

Даже в обычной беседе простых людей часто слышались имена Кришны и Рамы ѕ и не удивительно, ведь в их умах запечатлелось столько историй из «Махабхараты» и «Рамаяны». Эти истории они слышали от пандитов и старших членов семьи. Наставляя сына, отец мог ставить ему в пример кого-нибудь из героев Рама-лилы. «Послушай, что сказала Сита. Видишь, как поступил Бхишма?» Когда кто-то в разговоре приводил пример из Кришна-лилы, его собеседник отвечал ему другим примером. Если случалось что-то необычное или непредвиденное — славили Бога и дивились Его величию. Если случалась беда, говорили «на все воля Бога». При встрече друг друга приветствовали словами «Джай Шри Рама». Невозможно было не повторять имен Бога.

Наша жизнь напоминала жизнь Кришны во Вриндаване. На днях я читал в «Шримад Бхагаватам», как Кришна с Баларамой принимали у себя Акруру, и это напомнило мне то, как мы принимали у себя родственников и ходили к ним в гости. Встретившись после долгой разлуки, мы могли всю ночь напролет беседовать, расспрашивая, как поживает тот или иной родственник.

Навигация:

Страница 49
Страница 48
-- Страница 47 --
Страница 46
Страница 45