Декабрь 1991год
"Бхагавад-гита"
6.31
сарва-бхута-стхитам йо мам бхаджатй экатвам астхитах
сарватха вартамано `пи са йоги майи вартате
Такой йог, знающий, что Я и Параматма во всех живых существах
суть одно, поклоняется Мне и всегда остается во Мне, при всех
обстоятельствах.
КОММЕНТАРИЙ: Йог, практикующий созерцание Параматмы, видит внутри
себя полное проявление Кришны в форме четырехрукого Вишну, держащего
раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Такому йогу должно быть
известно, что Вишну ничем не отличается от Кришны. Кришна в форме
Параматмы пребывает в сердце каждого. Более того, нет разницы между
бесчисленными Параматмами, существующими в бесконечном множестве
сердец живых существ. Нет также разницы между человеком, обладающим
сознанием Кришны и постоянно занятым трансцедентальным любовным
служением Господу, и совершенным йогом, созерцающим Параматму. Йог в
сознании Кришны, даже будучи занятым разнообразной деятельностью,
находясь в материальном мире, всегда пребывает в Кришне. Шрила Рупа
Госвами утверждает это в "Бхакти-расамрита-синдху": никхилешу
авастхасу дживанмукта са учьяте. Бхакта Господа, всегда действующий в
сознании Кришны, обязательно получает освобождение. В
"Нарада-панчаратре" это подтверждается следующим образом:
дик-каладй-анаваччхинне кришне чето видхая ча
тан-майо бхавати кшипрам дживо брахмани йоджает.
"Сосредоточивая внимание на трансцедентальной форме Господа,
всепроникающей и стоящей над временем и пространством, человек
полностью уходит в мысли о Кришне и тогда достигает блаженного
состояния трансцедентального общения с Ним".
Сознание Кришны - высший уровень транса в практике йоги. Само
понимание присутствия Кришны в сердце каждого как Параматмы, делает
йога безгрешным. "Веды" ("Гопала-тапани Упанишад" 1.21) подтверждают
это непостижимое могущество Госпрода следующим образом: "эко `пи сан
бахудха йо `вабхати - хотя Господь один, Он присутствует в
бесчисленных сердцах во множестве." Также и в смрите-шастре говорится:
эка эва паро вишнух сарва-вьяпи на самшаях
айшварьяд рупам экам ча сурья-ват бахудхеяте.
"Вишну един, и все же Он - вездесущ. Несмотря на свою единую
форму, Он присутствует во всем благодаря Своей непостижемой энергии.
Подобно Солнцу, Он появляется во многих местах сразу".
ЛЕКЦИЯ ШРИЛЫ БХАКТИВАЙБХАВЫ СВАМИ:
Итак, именно к такому достижению приводит практика системы йоги
описанной Господом Кришной в этой шестой главе. На самом деле цель
системы йоги - восстановить свои вечные взаимоотношения с Господом
пребывающем в сердце. Вот таково настоящее самадхи - духовное
сосредоточение, духовное погружение. Погрузиться в трансцедентную
форму Господа - гьяна вьяясета катхена - в этом стихе из десятой песни
говорится, что йог постоянно медитирует на Сверхдушу находящуюся в
сердце. Он не медитирует ни на что безличностное, он медитирует на
виграху - трансцедентную форму Господа. Именно в этом заключается
нечная цель системы йоги - увидет Господа в своем сердце.
Здесь упоминается самадхи, но самадхи бывает двух видов:
сампрагьята и асампрагьята самадхи, то есть самадхи личностного и
безличного характера. Те, кто погружаются в безличностное сияние
Господа, достигают лишь временной медитации или погружения в духовное,
и затем им снова приходится возвращаться в материальное существование.
Однако,