Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Bg07-02
------ Страница 1 ------

Bg07-02 - Страница 1

Л Е К Ц И Я

Его Божественной Милости Бхакти Викаши Свами

17 мая 1995 года, г. Саратов

ЗНАНИЕ И РЕЛИГИЯ

БхагавадГита Глава 7, текст 2

гьянам те `хам савигьянам идам вакшьямй ашешатах

ядж гьятва неха бхуйо `ньядж гьятавьям авашишьяте

А сейчас Я возвещу тебе во всей полноте как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего больше постигать.

В этом стихе Кришна говорит Арджуне, что сейчас Он откроет ему очень сокровенное знание. Это означает все виды знания. Знание об этом материальном мире и знание, далеко выходящее за его пределы.

Вообще говоря, знание обычно измеряется разумом. И считается, что религия это нечто относящееся к сентиментам, не имеющее никакого отношения к знанию.

БхагавдГита считается религиозной книгой, но в ней Кришна говорит: "А сейчас Я возвещу тебе во всей полноте знание." Говоря другими словами Кришна здесь говорит о знании, которое может полностью удовлетворить любой интеллект. Кришна не говорит об элементарной вере типа: Верь мне, иначе отправишься в ад. Конечно на самом деле может быть и такой оборот дела. Но здесь Он представляет это знание таким образом, что разумный человек может быть полностью удовлетворен. И это знание, которое дается в Ведах, заключает в себе полное знание для человеческого общества, "...познав которое нечего более постигать."

Это важный момент, потому что сейчас считается, что человеческое общество продвинуто главным образом в научном знании. Однако, если мы проанализируем развитие науки за последние несколько сотен лет, то обнаружим, что постепенно происходит разграничение, отделение науки от религии. Особенно в звпадном мире. Конечно, в ведической культуре разделение между наукой и религией отсутствует. Но западный мир как бы попал под влияние представления, что все, что касается религии это нечто сентиментальное. Что это фантастические вымыслы, ничего общего не имеющие с повседневной реальностью. Поэтому в Заподном мире наука развивалась главным образом на основе атеистического образа мышления и особенно механистического видения мира, т.е. что в природе происходит механически, само собой, без какоголибо влияния Высшего извне. И поэтому интеллектуалы склонны считать, что то, что мы можем воспринимать чувствами, есть реальность и нет ничего более. И главный довод науки это склонность считать: Покажите мне это и тогда я в это поверю. Они говорят, что если вы не можете этого доказать, то мы не можем это принять. А доказательством считается то, что можно воспринять чувствами (ощутить, увидеть и т.д.) и понять своим умом.

Но означает ли это, что все виды знания воспринимаются нашими чувствами и постигаемы нашим умом? Мы утверждаем, что эти предпосылки, которые являются основополагающими в науке, сами по себе ненаучны. Если считать, что все, на что опирается наука, ограничено областью нашего чувственного восприятия, то это просто ненаучный подход. И даже в терминах современной науки это ненаучно. Например, теория относительности говорит, что мы живем в четырехмерном мире. Здесь есть длина, ширина, высота и время. Но также она утверждает, что существуют многие другие измерения, которые мы не можем даже представить себе. Т.е. вокруг нас может суествовать много других вещей, происходить много событий, о которых мы даже не догадываемся и просто думаем, что их нет.

Из квантовой теории, хотя я и не специалист, мы можем понять, что из любой взятой ситуации могут возникнуть любые другие возможные ситуации. В соответствии с математическим представлением квантовой теории реальность, которую мы ощущаем своими чувствами, происходит от одного момента времени до другого. Но может быть так, что в других какихто измерениях реальность может развиваться совсем подругому. Реальность может быть на самом деле таковой, что весь дом объят пламенем, но мы не знаем этого.

Навигация:

Страница 2
Страница 1
-- Страница 1 --
Страница 4
Страница 3