МАТХУРА
Говорится, что Врадж от Матхуры отделяет невидимая линия, хотя я не могу точно сказать, где она проходит. С одной стороны, Матхура тоже является частью Враджа-мандалы, но с другой, она имеет своё собственное настроение, бхаву, и даже Кришна не стремится посетить её. Но об этом мы поговорим позже.
Враджа-мандала парикрама начинается в Матхуре из Вишрам-гхата. Вы знаете что значит вишрам? Слово паришрама должно быть вам знакомо. В Шримад-Бхагаватам есть известный стих: шрама эва хи кевалам. Если строгое следование всем правилам и предписаниям варнашрама-дхармы не развивает интереса к посланию Кришны, то это шрама эва хи кевалам. В этом стихе используются слова, подчеркивающие категоричность высказывания. В санскрите даже одно слово в предложении может полностью поменять смысл сказанного. Слово эва и так уже переводится как - несомненно. Если в предложении употребляется слово эва, то это указывает на неоспоримый факт. Но в стихе сказано шрама эва хи. Слово хи также означает непременно, несомненно. Таким образом вновь подчеркивается неоспоримость факта. И ещё одно утвердительное слово используется в этом предложении, кевалам. То есть, три ключевых слова используются в этом стихе, несомненно, вне всяких сомнений и без вариантов. Шрама значит тяжелый труд. Это всего лишь тяжелый бесполезный труд, паришрама.
Но после тяжелого труда, паришрама естественно, необходим отдых, вишрам. Вначале шрама, а потом вишрам.
Ещё до убийства Камсы Кришна отдыхал в Вишрамгхате, в том месте, где всегда происходили удивительные лилы. Так, например, много миллионов лет назад Господь
Вараха, после того как поднял Землю со дна океана Гарбходака и убил демона Хираньякшу, очень устал и решил отдохнуть, виьирам. Вараха-дев выбрал для этого лучшее место во Вселенной, Матхуру, и отправился на берег Ямуны. Таким образом, это место было знаменитым и известным ещё со времен Сатья-юги, когда Господь Вараха являл Свои игры.
Господь Чайтанья, придя в Матхуру, отправился к Вишрам-гхату, чтобы совершить омовение.
С этого места мы и начнем нашу парикраму.
Сначала Кришна отдыхал в этом месте в образе Вараха-дева, а потом Он пришел в Вишрам-гхат, убив демона Камсу. В тот день Кришне пришлось немало потрудиться. Вначале Они с Баларамой встретили красильщика тканей, у которого было множество прекрасных нарядов. «Почему бы тебе не подарить Нам что-то из одежды?»
спросил Кришна. Красильщик закричал в ответ: «Вы мошенники! Все это принадлежит царю! Как Вы смеете посягать на его собственность?»
Тогда Кришна без помощи меча, просто Своей ладонью, отрубил ему голову, напомнив известный стих ангани йасйа сакалендрия гласящий, что любой частью Своего тела Он может делать все что захочет. Обычно, чтобы отрубить голову, используют меч, но Кришна даже без помощи Своего оружия, чакры, рукой сделал это.
Затем Кришна встретил торговца гирляндами, которого звали Судама. Следует заметить, что за пределами Вриндавана близких друзей Кришны зовут так же, как и пастушков во Врадже. Например, одного из восьми гопов зовут Арджуна сакха. Мы знаем, что и за пределами Враджа у Кришны есть друг по имени Арджуна, которому Он поведал Бхагавад-гиту.
До того, как Кришна приехал в Двараку, Он был в Уджайне, где одного из Его друзей звали Судама. Кришне всегда дороги Его друзья. Продавец цветов предложил Кришне лучшие гирлянды, доставив Ему радость.
Затем Кришна убил огромного слона Кувалаяпиду, который пытался напасть на Него. Да, в этот день Кришне пришлось немало потрудиться! Он сражался с Камсой, красильщиком тканей, и играя роль маленького мальчика, почувствовав усталость, отправился принять омовение в Ямуне и отдохнуть (вишрам).