Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Вторая волна: Садхана-бхакти -Практическое преданное служение

Восточный Океан

Бхагавад-бхакти-бхеда: Разновидности преданного служения

Вторая волна: Садхана-бхакти -Практическое преданное служение

Главы 2-16 «Нектара Преданности»

Глава 2

Начальные стадии преданности БРС 1.1.44 -1.2.15

Шрила Рупа Госвами называет три ступени преданного 'служения: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Затем он раскрывает их взаимосвязь с шестью признаками чистого преданного служения, которые обсуждались в 1-й главе. '

Каждая стадия преданного служения проявляет две новые отличительные черты. На ступени садхана-бхакти раскрываются клешагхни и шубхада. К этим двум на уровне бхава-бхакти добавляются мокша-лагхутакрит и судурлабха. Помимо четырех, указанных выше, по достижении према-бхакти проявляются сандрананда-вишешатма и шри кришнакаршини.

данного служения в экстазе - четырьмя, и чистая любовь к Богу - шестью отличительными особенностями».

Шрила Прабхупада объясняет: «Как правило, выделяют два вида регулируемой практики преданного служения, четыре вида преданного служения в экстазе и шесть видов преданного служения в чистой любви к Богу» (НП, стр. 44 ).

Какими качествами нужно обладать, чтобы практиковать преданное служение?

Описав признаки чистого преданного служения. Шрила Рупа Госвами объясняет теперь, какие качества позволяют заниматься им. Человек вполне может начать практиковать преданное служение, если у него есть желание выполнять его. Обычно такое желание возникает благодаря преданному служению, которое человек совершал в прошлых жизнях.

Таким образом, возникает замкнутый круг: чтобы начать преданное служение, необходимо иметь к этому интерес. Но для обретения такого желания нужно заниматься преданным служением. Как же тогда вообще начинается преданное служение?

Преданное служение начинается, когда мы получаем беспричинную милость преданного. Благодаря милости, человек может неосознанно выполнить какое-то преданное служение (агйата-сукрити) и обрести небольшой вкус или интерес к бхакти. Это влечение возрастает по мере того, как человек все больше и больше занимается служением. Со временем это приведет к тому, что он будет способен серьезно практиковать садхана-бхакти. Обычно такое случается по прошествии многих жизней.

Чтобы начать систематически заниматься садхана-бхакти. необходимо влечение или «вкус». Однако получить беспричинную милость и заработать начальную агйата-сукрити можно без всякой подготовки.

Наши духовные достижения никогда не теряются. Влечение к Кришне, которое человек обрел, совершая преданное служение когда-либо раньше, остается в его сердце. И в будущей жизни это побудит его искать общества преданных и снова практиковать преданное служение с того уровня, которого он достиг прежде. Таким образом, мы видим, что в Движение сознания Кришны приходят преданные, находящиеся на разных духовных уровнях.

Способность практиковать садхаиа-бхакти, зависит or силы нашего вкуса или стремления к Кришне. Чем сильнее проявляется вкус, тем выше уровень преданного. Вот

 Прим. переводчика: здесь очевидная неточность в первом издании «Нектара Преданности» на русском языке, исказившая смысл этого высказывания Шрилы Прабхупады. Более правильный перевод будет таким: «Считается, что стадия практики преданного служения характеризуется двумя качествами, уровень преданного служения в экстазе - четырьмя, и чистая любовь к Богу - шестью отличительными особенностями».

Желание к Кришне Выполнение преданного служения

почему Шрила Рупа Госвами говорит о необходимости «...классифицировать людей, способных принять сознание Кришны, то есть преданное служение, по их наклонностям» (НП, стр. 44).

Следовательно, основой прогресса в сознании Кришны является наш вкус к слушанию кришна-катхи, а не умственные способности. Шрила Прабхупада объясняет: «... людям, имеющим врожденную склонность к изучению таких книг, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», преданное служение дается легче, чем тем; кто привык к умозрительному философствованию и логическим умозаключениям» (НП, стр. 44).