Встреча и разлука
Сакхйа-раса в разлуке (айога)
Уткантхита - жажда встречи
Нарада сказал Кришне: «Когда Арджуна изучал искусство стрельбы из лука, он в течение долгого времени был лишен возможности видеть Тебя. Но когда Ты прибыл туда, он бросил все свои дела и поспешил обнять Тебя» (НП с. 388).
Юный Арджуна страстно желал впервые увидеть Кришну. Поэтому этот случай -пример дружеской преданности в уткантхите. Вийога - разлука
Патри обратился к Кришне с такими словами: «О, мой Господь, Ты защитил мальчиков-пастушков от прожорливого демона Агхасуры и от яда змея Калийи. Ты также спас их от опустошительного лесного пожара. Я же страдаю от разлуки с Тобой, которая страшнее гнева Агхасуры. яда озера Калийи и пламени лесного пожара. Так почему же Ты не избавишь меня от этой муки?» (НП с. 389).
Десять эмоций вийоги
Шрила Рупа Госвами приводит примеры вйабхичари-бхав, соответствующих сакхйа-расе ввийоге.
Тапа - жар
«Другой друг однажды сказал: «О, враг Камсы, после того как Ты покинул нас, жар разлуки стал нестерпимым. И он жжет нас еще сильнее, когда мы сознаем, что в Бхандираване Тебя освежают прохладные волны реки по имени Бхану-танайа (Радхарани)». Имеется в виду, что когда Кришна уединялся с Радхарани, мальчики-пастушки во главе с Субалой мучались от разлуки с Ним, которая была для них невыносимой» (НП с. 389).
Кришана - дрожь
«О, Кришна, убийца Агхасуры. Когда Ты уехал из Вриндавана в Матхуру. чтобы убить царя Камсу, все мальчики-пастушки лишились своих бхут (первоэлементы: земля, вода, огонь, пространство), а пятый бхута, воздух, стремительно вырывается из их ноздрей» (НП с. 389).
Джагарйа - бессонница
«Один из Твоих друзей так сильно переживал разлуку с Тобой, что в Его лотосных глазах все время стояли слезы, и черные шмели сна. отчаявшись проникнуть в них, улетели» (НП с. 389).
Шмели собирают мед с цветков лотоса, но если цветы наполнены водой, пчелы не могут достать его. Подобные лотосам глаза друзей Кришны были полны слез, и шмели сна не могли выполнить свое дело. Мальчики так и не могли заснуть, плача от разлуки с Кришной, их дорогим другом.
Аламбана-шунйата - беспомощность, неспособность найти прибежище
«Оттого, что Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру. Его любимые друзья-пастушки ощущали в голове такую легкость, какая только возможна. Они были как пушинки, легче воздуха, и носились по воздуху, не находя себе пристанища» (НП с. 390).
Адхрити - упадническое настроение
«Тоскуя в разлуке с Ним, эти мальчики перестали выгонять коров и телят на пастбища и старались забыть те мелодичные песни, которые пели там. Под конец, от разлуки с Кришной им даже расхотелось жить» (НП с. 390).
В отсутствие Кришны мальчикам не хотелось больше ни пасти коров, ни петь песни, которые они пели раньше, ни даже жить.
Джадата - вялость
Когда Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, все пастушки стали вялыми и стояли неподвижно, как «высохшие деревья на вершинах холмов» (НП с. 390).
Вйадхи - болезнь
«Временами они чувствовали себя больными от разлуки с Кришной и в глубокой печали бесцельно бродили по берегам Ямуны» (НП с. 390).
Унмада - безумие
«Когда Кришна отсутствовал во Вриндаване, мальчики-пастушки приходили в смятение, бросали все свои дела и становились похожи на безумцев, забывая о своих обязанностях» (НП с. 390).
Мурччхита - потеря сознания
«О, мой Господь, убив Камсу, Ты стал царем Матхуры, и для нас это очень хоро-шая новость. Но жители Вриндавана выплакали глаза в разлуке с Тобой» (НП с. 390). «Выплакать глаза» [ослепнуть] здесь относится к потере сознания.
Мрити - смерть
«О, враг Камсы, разлука с Тобой причиняет мальчикам-пастушкам невыносимые страдания. Сейчас они лежат в долинах, едва дыша» (НП с. 391).
Друзья никогда не разлучаются с Кришной
«В одной из глав «Сканда-пураны» (в «Матхура-кханде») приводится описание Кришны и Баларамы, окруженных мальчиками-пастушками и всегда заботящихся о коровах и телятах» (НП с. 391).
Джива Госвами объясняет, что в «Сканда-пуране» использовано слово сада - «всегда», которое буквально значит «без конца». Кришна всегда во Вриндаване, Он всегда пасет коров с друзьями. В вечном духовном мире Кришна никогда надолго не разлучается со своими друзьями, хотя в уме они могут переживать подобные эмоции. Настоящую физическую разлуку мальчики-пастушки переживают только в Гокула-Вриндаване (Вриндаване, проявленном на Земле).
Сакхйа-раса, встреча (йога)
Сиддхи - совершенство
«Когда Арджуна встретился с Кришной в лавке горшечника в городе Друпада-нагаре, внешнее сходство сделало их близкими друзьями» (НП с. 390).
В данном эпизоде говорится о том, как Арджуна впервые увидел Кришну, таким образом, это пример сиддхи.
Тушти - удовлетворение
Тушти - это когда преданный видит Кришну после долгой разлуки. Бхима, встречающий Кришну в Индрапрастхе («Шримад-Бхагаватам» 10.71.27), и пастушки, увидевшие Кришну снова на Курукшетре - примеры тушти (см. НП с. 390).
Стхити - постоянное общение
Стхити, общение - это разновидность встречи, когда ей не предшествует никакая разлука. В качестве иллюстрации здесь приведен стих 10.12.12 из «Шримад-Бхагаватам». Таким образом, пастушки занимают даже более высокое положение, нежели великие йоги. Йоги даже после долгих лет напряженных усилий могут удостоиться лишь пыли с лотосных стоп Кришны. Пастушки же, хоть и не накладывали на себя никаких епитимий, постоянно
Слова to have become blind в «Нектаре Преданности» переведены здесь как «выплакали глаза», буквально их можно перевести как «ослепли» (примечание переводчика).
видели прекрасного Господа лицом к лицу. Это постоянное близкое общение с Кришной является примером стхити.
Характерные особенности дружеской любви
Сакхйа-раса обладает особой сладостью, которой не найти в дасйе или ватсалйе. В дасйе преданный любит Господа как своего покровителя, а Господь любит преданного как слугу. В ватсалйе преданный любит Господа как сына, а Господь любит преданного как свою мать или как отца. В сакхйе, однако, отношения Кришны и преданного совершенно взаимны, -преданный любит Господа как друга, и Господь любит преданного как друга.
Только в дружеских отношениях и в отношениях супружеской любви и Господь, и преданный общаются друг с другом на равных. Таким образом, Шрила Прабхупада утверждает: «Дружеские отношения мальчиков-пастушков с Кришной являются особым видом духовного экстаза, который мало чем отличается от супружеской любви» (НП с. 392).