Суть садхана-бхакти
Суть садхана-бхакти заключатся в сосредоточении ума на Кришне. В «Шримад-Бхагаватам» Нарада Муни говорит: «Дорогой царь, человек должен, во что бы то ни стало, сосредоточить свой ум на Кришне» (HI1, стр. 47).29 В этом стихе Нарада далее поясняет, что Шишупала и Камса получили освобождение, так как были поглощены мыслями о Кришне, хотя и с ненавистью и страхом. Такова сила памятования о Кришне - если человек, так или иначе, сосредоточит ум на Кришне, он очистится.
Поскольку думать о Кришне - это суть садхана-бхакти. то важнейшей обязанностью гуру является помочь своему ученику научиться этому. «И долг ачарйи, духовного учителя -определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне» (НП. стр. 47). Шрила Прабхупада указывает, что Чайтанья Махапрабху особо выделял харе-кришна-киртану как лучший вид садханы, так как это самое эффективное средство направить ум на Кришну.
Два вида садхана-бхакти
Шрила Рупа Госвами выделяет два вида садхана-бхакти: (1) ваидхи - практика преданного служения на основе правил и ограничений и (2) рагануга - спонтанное преданное служение. Главное, в чем они отличаются, это источник вдохновения. В рага-бхакти вдохновение приходит от естественного стремления совершать преданное служение. В ваидхи-бхакти такого желания нет. и человек должен развить его с помощью наставлений духовного учителя и священных писаний.
Шрила Прабхупада поясняет это: «На начальной стадии он встает рано утром и проводит арати, выполняя указание своего духовного учителя, но постепенно в нем развивается искренняя привязанность к этому. И тогда он уже сам старается украсить мурти Господа, нарядить Его в красивые одежды и все время думает о том, как лучше Ему служить» (НП. стр. 48).
Эта аналогия также иллюстрирует связь между садхана-бхакти и проявлением бхавы.
десь он использует ШБ 5.5.4: нунам праматтах куруте викарма... «Живое существо считается безумным, потому что оно пытается стать счастливым, занимаясь деятельностью, причиняющей ему страдания и порабощающей его».
Тасмат Кенапйупайена, манах кришне нивешайет... ШБ 7.1.32.
Эти слова ясно отображают основную концепцию- рагануги и' ее отличие от ваидхи. Следуя изначальному тексту Шрилы Рупы Госвами, Щрила Прабхупада здесь кратко касается данной темы. В 15 и 16 главах (БРС 1.2.270-309) мы приведем точное определение рагануга-бхакти и выявим множество более глубоких подробностей.30