Стадии премы в дружбе
Сакхйа-рати может развиться до: (1) пранайи - расположения. (2) премы - любовного влечения, (3) снехи - близости и (4) раги - привязанности.25
Шрила Прабхупада объясняет: «Когда преданный достигает дружеской близости с Кришной, у него проявляются такие признаки любви, как расположение [пранайа], влечение [према], родство [снеха] и привязанность [рага] к Кришне»26 (НП с. 387).
Сакхйа-рати на уровне пранайи
С полным списком вйабхичари-бхав в сакхйа-расе можно ознакомиться в Приложении Б.
В зависимости от конкретной расы, по мере своего прогресса преданный проходит уровни премы в различном порядке. В дасйа-расе он достигает сначала премы, потом снехи и раги. Однако в сакхйа-расе другая очередность: сначала идет пранайа, а за ней према, снеха и рага.
Английское слово affinity можно перевести как «родство» и как «близость». (Примеч. переводчика).
Слова «дружеская близость» относятся к санскритскому слову вишрамбха - дружба совершенно на равных.
Преданные очень хорошо знают о высшем могуществе Господа, но когда их влечение к Нему становится исключительно велико, оно покрывает знание, и у них остается желание общаться с Кришной только по-дружески, без всяких условностей почтительного отношения. Такова характерная особенность пранайи.
Шрила Прабхупада объясняет: «Когда преданный очень хорошо сознает превосходство Кришны, но в своих дружеских отношениях с Ним не выказывает Ему никакого почтения, эта стадия называется любовной привязанностью» (НП с. 387).
Пример
«Можно привести яркий пример такой любовной привязанности. Когда полубоги во главе с Шивой возносили почтительные молитвы Кришне, описывая великолепие богатств Господа. Арджуна [мальчик-пастушок], стоявший рядом с Ним, положив руку Ему на плечо, смахивал пыль с Его павлиньего пера» (НП с. 387).
В данном эпизоде отчетливо проявлена отличительная черта пранайи - в ней безраздельно доминирует чистая любовь, лишенная всяких формальностей.
Сакхйа-рати на уровне премы
Описывая уровень премы (непоколебимая никакими обстоятельствами, никогда не ослабевающая любовь) в дружбе. Рупа Госвами упоминает Пандавов. Несмотря на все трудные обстоятельства, в которые они были помещены по воле Кришны, их дружеская привязанность к Нему ничуть не уменьшилась (см. НП с. 387).
Сакхйа-рати на уровне снехи
На стадии снехи сердце преданного тает, и он не может вынести даже мгновения разлуки. Следующий пример иллюстрирует первое из этих качеств: «Однажды на пастбище, почувствовав усталость, Кришна решил немного отдохнуть и прилег на землю. Тотчас Его окружили мальчики-пастушки и с большой любовью стали петь подходящие случаю песни, чтобы Кришна мог хорошо отдохнуть» (НП с. 388). Сакхйа-рати на уровне раги
На стадии раги общение с Кришной превращает страдания в счастье. Описание Арджуны, израненного тучами стрел во время сражения на Курукшетре, очень подходит в качестве примера раги. «В этот момент Арджуна. несмотря на ранившие его стрелы, ощутил прилив экстатической любви к Кришне, и стрелы, летевшие в него, казались ему дождем из цветов» (НП с. 388).
Второй пример сакхйа-расы на уровне раги: «Как-то мальчик-пастушок по имени Вришабха собирал в лесу цветы, чтобы сделать для Кришны гирлянду. Солнце достигло зенита и нещадно палило, но Вришабхе его лучи казались лунным сиянием». Шрила Прабхупада добавляет: «Так бывает с теми, кто занимается трансцендентным любовным служением Господу. Когда преданные сталкиваются с трудностями, даже такими, какие выпали на долю Пандавов, они смотрят на свои страдания как на замечательную возможность послужить Господу» (НП с. 388).