Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Волны преданности

Разлука и встреча

Разлука и встреча

Айога - разлука

Уткантхита - жажда встречи

Слова царицы Кунти, обращенные к Акруре относятся ко времени, когда Кришна еще не уезжал из Вриндавана в Двараку. Таким образом, это пример страстного желания увидеть Кришну в первый раз (см. НП с. 402).

Вийога - долгое отсутствие

Случай вийоги в ватсалйа-расе описан в «Шримад-Бхагаватам», стих 10.46.28. Другой пример: «Охваченная чувством разлуки с Кришной, Яшода взглянула на Его косметические принадлежности и тут же с криком рухнула на землю, почти лишившись чувств. Она стала кататься по земле и изранила свое тело. В этом жалком состоянии она стала кричать: «О, мой сын! Дорогой мой сын!» - и при этом колотила себя в грудь» (НП с. 402).

Десять эмоциональных состояний вийоги

«Существует десять вйабхичари-бхав. подходящих для ватсалйа-расы в вийоге: сильная тревога, скорбь, отчаяние, оцепенение, смирение, беспокойство, безумие и обман чувств» (НП с. 402). Шрила Рупа Госвами иллюстрирует их примерами.

Чинта - тревога

«Яшода. я вижу, твои движения замедлились и тебя охватила тревога... Все это свидетельствует о том. что от разлуки с сыном у тебя страшно разболелась голова» (НП с. 402).

Вишада - скорбь

Когда Акрура сообщил Яшоде, что Кришна женился в Двараке на множестве принцесс, она опечалилась. Если бы она женила Кришну на хорошей девушке из Вриндавана, Кришна мог бы жить рядом. Поэтому, услышав эти новости от Акруры, она воскликнула: «О Акрура, ты просто мечешь молнии в мою голову!» (НП с. 402-403).

Нирведа - осуждение себя

Яшода была очень богата. Но когда ее сын уехал в Двараку, она уже не могла использовать это богатство в служении Ему. Поэтому она прокляла свое бесполезное богатство (см. НП с. 403).

Джадйа - оцепенение

Когда Яшода видит посох, с которым ходил Кришна, когда был во Вриндаване. она застывает на месте (джадйа), чувствуя разлуку (см. НП с. 403).

Даинйа - смирение

«В разлуке с Кришной мать Яшода стала такой смиренной, что со слезами на глазах начала молить творца Вселенной: «О Творец, не мог бы Ты вернуть мне моего любимого сына, Кришну, чтобы я смогла увидеть Его хоть на миг» (НП с. 403).

Чапалйа - беспокойство

«Иногда, охваченная беспокойством мать Яшода, как безумная, начинала укорять Нанду Махараджа: «Что ты делаешь во дворце, бессовестный? И за что только люди называют тебя царем Враджа? Поразительно! Разлученный со своим любимым сыном Кришной, ты продолжаешь, как ни в чем ни бывало, жить во Вриндаване! У тебя камень вместо сердца» (НП с. 403). Унмада - безумие

Мать Яшода бродила по Вриндавану, спрашивая деревья и птиц о Кришне (см. НП с. 403). Моха - иллюзия

В иллюзии, вызванной разлукой, Нанде Махараджу казалось, что Кришна стоял перед ним. «Когда мать Яшода обвинила Нанду Махараджа в бессердечности, он ответил ей: «Дорогая Яшода, зачем ты так волнуешься? Приглядись внимательней. Неужели ты не видишь, что твой сын Кришна, стоит прямо перед тобой. Не сходи с ума и не нарушай покой в моем доме» (НП с. 403).

Йога - встреча

Сиддхи - совершенство

Сиддхи имеет место, когда преданный встречает Кришну в первый раз. Когда Кришна появился на арене у Камсы, другие жены Васудевы увидели Его в первый раз (см. НП с. 404).

Тушти - удовлетворение

Под тушти подразумевают встречу с Кришной после долгой разлуки с Ним. «Возвратившись после окончания битвы на Курукшетре в Двараку, Кришна первым делом увиделся со Своей матерью и всеми мачехами и почтительно склонился к их стопам» (НП с. 404).

Отрывок из «Лалита-мадхавы» описывает радость матери Яшоды. когда она увиделась с сыном.

Стхити - постоянное общение

«О Мукунда, лишь увидев Твое лицо, распространяющее аромат лотоса, Яшода, привлеченная лунным светом, исходящим от него, преисполнилась такой радостью любви к Тебе, что из сосков ее подобных кувшинам грудей побежало молоко» (НП с. 404).

Эта ссылка, характеризующая стхити (постоянное общение), очень примечательна. Джива Госвами комментирует, что Кришна прожив много лет в Двараке, убил Дантавакру, а затем вернулся в Матхуру. Там Он отдыхал на Вишрама-гхате, снял с Себя царские одежды и возвратился во Вриндаван.33

После сорока четырех лет разлуки любовь матери Яшоды к Кришне была так же сильна, как в тот день, когда Он уехал. Свидетельством тому служит молоко, которое постоянно текло из ее груди. Таким образом, материнская любовь Яшоды-деви была постоянна (стхити).

33 См. БРС 3.4.76, комментарий Дживы Госвами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СТХАИИ-БХАВЕ

Для ватсалйа-рати характерно восприятие Кришны как своего беспомощного, полностью зависимого ребенка.

Шрила Прабхупада говорит: «Преданный проявляет признаки экстатической родительской любви, когда смотрит на Кришну как на своего сына. Такие постоянно переживаемые трансцендентные эмоции называются устойчивым экстазом родительской любви к Кришне» (НП с. 404).

Сочетания ватсалйи, сакхйи и дасйи

В оставшейся части этой главы описываются различные комбинации, в которых сочетаются эти три настроения у различных преданных.

Баларама и Юдхиштхира - друзья Кришны, но дружба у них имеет примесь родительской любви (так как они старше) и желания служить (потому что они знают, что Кришна - Всевышний).

Уграсена, дед Кришны, испытывает желание служить, но это сочетается с родительской любовью.

Таким же образом, старшие гопи испытывают родительскую любовь, смешанную с настроением служения и дружбой. Накула, Сахадева. а также Нарада находятся в отношениях дружеской любви, смешанной с желанием служить. Шива, Гаруда и Уддхава - слуги, но их служение несет на себе отпечаток дружбы.